Наш звонок в Пермь застал левого крайнего "медведей" и сборной Украины в разгар тренировки. Сеанс связи состоялся спустя полтора часа, и первый вопрос бомбардиру диктовала логика.
— Удается поддерживать форму во время карантина?
— Наши тренеры каждый день сбрасывают программу занятий. Она рассчитана примерно на два часа. Постоянно появляются новые упражнения, и это очень хорошо. Нет монотонной работы, которой я, честно говоря, очень боялся.
Это специалисты индивидуальных видов спорта изначально знают, как тренироваться в одиночку. Мне было бы непросто уходить куда-то в лес и придумывать там себе какие-либо упражнения. А так взял телефон, зашел в группу, усвоил задание — и занимайся на здоровье.
— Вернемся на год назад. Как вы оказались в "Пермских Медведях"?
— Я играл за ЗНТУ-ЗАС — это дочерняя команда "Мотора". Предложения у меня были, но не хотелось уходить в клубы средней руки, чтобы просто доигрывать. Потому решил оставаться в Запорожье. И пусть партнерами там были в основном совсем молодые игроки, мне нравился тренировочный процесс. Понимал, что смогу поддерживать себя в оптимальной форме и смогу сразу уехать в случае появления хорошего варианта.
Летом меня вызвали в сборную Украины, а за два месяца до этого я подписал контракт с "Бешикташем". Целый год переживал, не знал, чем буду заниматься дальше, только успокоился — и перед самым сбором звонок из Турции. Менеджер клуба с печалью рассказал, что у них огромные проблемы, значительное урезание бюджета, все контракты с легионерами отменяются.
— Ситуация не из приятных.
— Я тогда снова задумался: что же дальше? Со мной связался агент, который плотно работает с португальским "Порту". Там запросили мои данные, видео с матчей. Я все отправил, но положительного ответа не дождался. Мне сказали, что дело в оформлении документов. Но, возможно, просто взяли другого гандболиста. Так я расстроился уже третий раз за короткое время.
— Но впереди ждало счастливое разрешение проблем?
— Вскоре позвонил Алексей Дмитриевич Никифоров, президент "Пермских Медведей". Без обсуждения сроков и суммы контракта мы договорились, что я приеду в Пермь, если у меня не будет достойного предложения за неделю работы со сборной.
Такового не случилось. Но перед отъездом я посоветовался с российским вратарем "Мотора" Витей Киреевым. Расспросил его, что собой представляет клуб. Хотелось не отбывать номер, а быть на виду и в хорошей форме.
— И что же ответил Киреев?
— Витя сказал, что в Перми работают люди слова, он никогда не слышал, чтобы там кого-то обманывали и можно смело туда отправляться. Еще пару раз связался с Никифоровым, посоветовался с женой и затем вылетел в Пермь, даже официально не подписав контракт.
— Чем впечатлил город?
— Не знал о нем до этого практически ничего. Честно скажу: поначалу думал, что еду куда-то в Советский Союз. Где очень далеко, холодно, деревянные избушки и медведи на улицах. Но был очень удивлен реальностью. Недели хватило, чтобы опасения и сомнения развеялись.
— Вы ведь и насчет тренировочного процесса тревожились…
— Ну да. Думал: а вдруг меня ждут штанга на сотню килограммов и пятичасовые кроссы? Но мне и здесь все очень понравилось.
В сборной Украины работал с Сергеем Васильевичем Бебешко. Его можно назвать одним из самых "европейских" тренеров постсоветского пространства. К счастью, в "медведях" практически не увидел отличий от его методик. У Валентина Бузмакова все также устроено в современном ключе. Даже ОФП у нас ведется в игровом формате.
— Вы сразу стали много забрасывать. За счет чего так легко вписались с игру?
— То, как раскрываются бомбардирские качества, зависит от команды. Из статистики может быть видно, что ты забросил десять мячей, но она не покажет, из чего эти голы сложились. В игре кто-то вовремя делает стяжку, или вратарь отражает бросок и делает передачу в отрыв. 80 процентов бомбардирской статистики — плоды командной работы. В одном еще матче можно выстрелить самостоятельно, но в турнире — никогда.
— Чемпионат России сильнее украинского?
— Выше на несколько голов. После краха ЗТР в Украине есть только один клуб высокого класса. Подавляющее большинство игроков остальных команд — либо совсем юные ребята, либо студенты, либо ветераны.
Здесь же на протяжении сезона нельзя расслабиться ни в одной игре. Первая российская пятерка — это неплохие клубы среднего европейского уровня. Но и при встрече с аутсайдераом, нельзя быть уверенным в непременной победе. Поэтому в России мне по-спортивному интересна на площадке каждая минута.
— Кто из соперников особенно впечатлил?
— Не вижу особого смысла говорить о "Чеховских Медведях", "Викторе" или усилившемся ЦСКА. Давайте выделю саратовцев. У них нет физически выдающихся игроков. Маленькие, худенькие, щупленькие — но за счет скорости и быстроты решений хорошо выглядят против любого оппонента.
— Лучший матч в "регулярке"?
— Последний выигранный!
— Бронзовая игра на Кубок России?
— Нет, ответил в гораздо более широком смысле. Прозвучала финальная сирена, мы получили два очка за победу — значит, цель, к которой идем, стала ближе. А с какой разницей выиграли, сколько я забросил — дело вторичное.
— Как вам местные болельщики?
— На мой взгляд, в странах бывшего СССР интерес к гандболу гораздо ниже европейского. В Европе все в разы масштабнее. И как-то по-домашнему — если проходит значимая игра, значит, зал будет полным.
Вот в Запорожье построили "Юность", арену европейского уровня — и в этом году была неплохая посещаемость. А в других украинских залах — по 50-100 человек максимум.
— Под одной крышей с гандбольной площадкой в пермском спорткомплексе находится скалодром. Не хотелось попробовать свои силы в скалолазании?
— На самый верх — точно не тянет. Но после тренировок иногда лазим с парнями, если можно так выразиться, в сторону. Чтобы заниматься этим по-настоящему, нужны и время, и тренеры, и оборудование. Хотя идея хорошая. А я человек активный. В Перми уже пробовал и лыжи, и велосипед.
— В этом сезоне сборная Украины впервые за много лет сыграла на топ-турнире. Впечатления от чемпионата Европы?
— Как только зашел в еще пустой зал и увидел арену будущих баталий, чувство было таким: вау, куда я попал?! Но уже после стартовой тренировки голова пришла в норму. Понял, что нахожусь на обычном турнире, пусть и крупном, где нужно решать предложенную задачу.
А впечатлений — море. После чемпионата, наверное, еще месяц звонили друзья, расспрашивали. Но, если подробно рассказывать обо всем увиденном за ту январскую неделю, закончу как раз к следующему январю. Уйма позитивных эмоций. Единственный неприятный осадок — от итогов предварительного этапа. Достанься нам соперники, которых мы бы не могли пройти ни при каких обстоятельствах, было бы легче. А так у нас был отличный шанс выйти из группы, но мы им не воспользовались.
— Чего же не хватило?
— Можно очень долго об этом рассуждать и найти миллион причин. Мне кажется, что нашей молодой команде не хватило опыта в целом и мастерства Сергея Онуфриенко. Дело даже не в заброшенных мячах. Серега — один из безусловных лидеров команды, в сложные моменты он бы мог повести за собой, завести партнеров. Одно его присутствие на площадке добавило бы спокойствия.
— Когда травмировался напарник на фланге Захар Денисов, стало понятно, что на вас ляжет немалая нагрузка. Были готовы?
— Я же не вчера пришел в гандбол, где мне сказали: давай, Женя, нужно спасать. Всю жизнь учился и учусь нашей игре. И у меня не могло быть ступора в ситуации, когда понадобилось качественно сделать свою работу. А за товарища по сборной по-человечески расстроился.
— Как считаете, нужно ли доигрывать нынешний чемпионат России?
— Вы знаете, я спортсмен. Думать и решать, как быть дальше, должны работники ЕГФ и ФГР. Мне даже не хочется об этом рассуждать. Скажут продолжать — будем доигрывать. Вынесут решение сворачивать сезон — примем и его.
Но у меня спортивный азарт никуда не делся. Мы все еще имеем возможность занять первое место и выиграть золото — как я могу от этого отказаться? Пока есть хотя бы минимальный шанс на успех, рук не опущу.
— Следующий сезон проведете в Перми?
— Да, мой контракт с "Пермскими Медведями" действует. Ни с какими другими клубами переговоров не веду и не вел.
handballfast.com
Да, турнирная ситуация сложилась так, что теперь на победу в Кубке Единства претендуют три сборные: России достаточно не проиграть Ирану, в противном же случае в ход пойдут дополнительные показатели. И вот тут появится шанс и у белорусов — при их собственной победе над китайцами, в которой, впрочем, никто и не сомневается.
Мы не ограничиваемся краткосрочными планами. Намерены выйти на уровень призёров чемпионата России, уверенно занимать места на пьедестале почёта. Может быть, даже верхнюю ступень. Однако для этого требуется время. Нужно работать со спонсорами над наполнением бюджета. На данный момент он достойный, но нам есть куда стремиться. Перезагрузим работу и внутри клуба. Первый год будет подготовительным.
Самые жирные сливки с цепкой игры подмосковных защитниц сняла Марианна Егорова. Левая крайняя, пропустившая выезд в родные пенаты, в этот раз, кажется, улетала в контратаки раза в два быстрее, чем прежде. Лишний раз давая повод задаться вопросом: проиграла бы "Звезда" 11 дней назад с Егоровой на площадке?
Как и десять дней назад, "Динамо-Синара" настреляла в ворота ижевчанок 39 мячей. Но на этот раз в голевом тире пожелал принять участие и "Университет". Девчата Роберта Минабутдинова провели одну из двух самых результативных для себя встреч в Суперлиге-2024/25 и потерпели самое минимальное поражение в сезоне от волгоградок (25:39, 27:37, 25:33 и вот теперь — 32:39).