Он с запасом лидирует в споре лучших бомбардиров Суперлиги. Но болельщики знают про него не так и много. Мы исправляем ситуацию, представляя полусреднего волгоградцев.
— Роман, вы ведь из гандбольной семьи?
— Мой отец и дядя, можно сказать, стояли у истоков казанского гандбола. Папа сначала выступал за команду КАИ-"Зилант", а потом перешел на тренерскую работу. А когда нынешний тренер "Каустика" Дмитрий Константинович Бочарников возглавлял юношескую, а затем молодежную сборную России, он предложил отцу стать его помощником.
— Продолжение династии напрашивалось само собой.
— Да. Но в Казани я толком не тренировался. Серьезные занятия гандболом начались, когда я в 14 лет переехал в Волгоград.
— Перебрались из-за отсутствия необходимой инфраструктуры?
— Залов в городе очень много. Есть, где тренироваться. Гораздо сложнее дело обстоит с финансами. Средства на создание профессиональной гандбольной команды из бюджета не выделяются. Частных спонсоров, готовых вложиться в ручной мяч, тоже пока не получается найти.
У меня есть мечта — приехать в Казань на закате профессиональной карьеры и завершить ее игроком клуба из родного города, одновременно передавая опыт новому поколению гандболистов. Возможно, к этому времени такая команда появится.
— Рассматривались ли другие регионы, куда бы вы могли отправиться вместо Волгограда?
— Как мне рассказывал отец, было два варианта, куда бы я мог переехать, чтобы иметь возможность развиваться в профессиональном плане. Это Волгоград и Москва. В пользу первого сыграли очень теплые, дружеские отношения с Бочарниковым. Я должен был находиться на своеобразном попечении Дмитрия Константиновича, под его присмотром.
— Не жалеете о переезде?
— Ничуть. Я нашел здесь любовь, женился, завел ребенка. Надеюсь, что и спортивная судьба тоже сложится удачно.
— Обычно высокие парни с мощным броском попадают в поле зрения тренеров юношеских и молодежных сборных.
— Меня такое внимание обошло стороной. Раз не вызывали, значит, тогда я не соответствовал уровню сборника. У меня не было стремительного карьерного взлета, все развивалось постепенно. Даже больше скажу: раскрывать потенциал начал совсем недавно. Заиграл довольно поздно: мне уже 25.
— Зато в нынешнем сезоне вы бьете бомбардирские рекорды.
— На мой взгляд, причиной такого прорыва послужила прежде всего работа: непосредственно моя и всех волгоградских наставников. Ну и, конечно же, доверие главного тренера: мне дают игровое время, я стараюсь его максимально использовать. Опять же я бросаю "семерики"— тоже немаловажный фактор пребывания вверху списка снайперов.
— От одноклубников нет претензий, что тянете одеяло на себя?
— Не буду скрывать, приятно после очередного тура заглянуть в таблицу бомбардиров и увидеть на первой строке собственную фамилию. Но ни разу не слышал упреков, что я больше работаю на персональную статистику, чем на общий результат. Во-первых, в ее достижении мне активно помогают партнеры по команде: Алексей Косогов, Андрей Мазаев... Да я и не думаю о каких-то цифрах перед матчем. Задача — постараться выиграть очередную встречу. Я не выхожу на игры с мыслью, что надо забросить столько-то, чтобы меня вдруг не догнали. Это как с красивыми голами. Всем нравится, когда мяч попадает в "девятку" или случается эффектный бросок с подкруткой. Но главное, чтобы твоя команда при этом побеждала.
— Какой из матчей нынешнего сезона считаете лучшим?
— Для команды — это последняя на сегодня игра чемпионата России против "Пермских Медведей". Мы смогли прервать неудачную серию и порадовать зрителей. А для меня персонально — это матч второго круга с УГНТУ-ВНЗМ. Тогда я забросил 13 мячей с довольно высоким показателем реализации.
— "Каустик" потерял шансы на попадание в плей-офф, идет в таблице на предпоследнем месте. Насколько тяжело проводить остаток сезона в моральном плане, решая более скромные задачи?
— Я мотивирую себя на то, чтобы клуб сохранил прописку в элитном дивизионе. Волгоград — один из самых гандбольных регионов страны. Если команда покинет Суперлигу, это будет печально и для местного, и для российского гандбола. Удастся избежать этой участи — задачу можно счесть выполненной. А если параллельно останусь лучшим бомбардиром — совсем хорошо.
— На ваших матчах в городе собирается немало зрителей.
— Большую часть аудитории составляют работники одноименного завода. Они давно полюбили ручной мяч и продолжают болеть сейчас. Стоит сказать им спасибо за то, что они, помня гораздо более яркие времена клуба, не забывают нас и приходят на трибуны. Очень переживают, что сейчас мы показываем не те результаты, что раньше. Кто-то звонит с ободрениями, кто-то пишет слова поддержки…
— А ходят ли смотреть персонально на вас?
— Ха-ха, точно могу сказать, что моя супруга приходит именно ради меня!
— На пресс-конференции после бронзового финала Кубка России Никита Гугняев рассказал про интенсивность тренировок "Каустика"…
— Да, это так. Мы тренируемся дважды в день по два часа. Насколько мне известно, сейчас немногие так занимаются. Команды все чаще переходят на одну игровую тренировку. Нагрузка большая, но и прогресс чувствуется. А место в таблице… Мне кажется, просто людей не хватает. "Каустик" периодически теряет ключевых гандболистов, которые уезжают за границу или переходят в российские топ-клубы.
— На что претендовал бы клуб с Виталием Комогоровым и Михаилом Виноградовым?
— За пятерку точно боролись бы. Но тут, знаете, такое дело: и один, и другой много забрасывали. С уходом Виталика и Миши результативность у нас не упала. А вот защищаемся плоховато. Нам бы в оборону пару человек, и результат мог быть иным.
— Алексей Фокин показал, что можно попасть в сборную, даже не будучи игроком лидеров Суперлиги.
— По возвращении с чемпионата мира он рассказывал о замечательном микроклимате в национальной команде. Хотелось бы составить ему там компанию. Наверное, это цель для любого гандболиста.
— Наверняка удачная игра послужила поводом для предложений от лидеров чемпионата. Вам поступали приглашения?
— Бывало такое. Но принял решение пока никуда не уезжать из "Каустика". Честно говоря, хочется помочь клубу занять место повыше нынешнего. Так что, если сможем удержаться в Суперлиге, следующий сезон проведу в Волгограде.
— Есть ли клуб, которому будете симпатизировать в грядущем плей-офф?
— Питерская "Нева". Там играют волгоградские ребята: Андрей Дьяченко, Виктор Бабкин. Да и сам игровой стиль команды Дмитрия Николаевича Торгованова мне очень нравится.
vk.com/handballfast
Да, турнирная ситуация сложилась так, что теперь на победу в Кубке Единства претендуют три сборные: России достаточно не проиграть Ирану, в противном же случае в ход пойдут дополнительные показатели. И вот тут появится шанс и у белорусов — при их собственной победе над китайцами, в которой, впрочем, никто и не сомневается.
Мы не ограничиваемся краткосрочными планами. Намерены выйти на уровень призёров чемпионата России, уверенно занимать места на пьедестале почёта. Может быть, даже верхнюю ступень. Однако для этого требуется время. Нужно работать со спонсорами над наполнением бюджета. На данный момент он достойный, но нам есть куда стремиться. Перезагрузим работу и внутри клуба. Первый год будет подготовительным.
Самые жирные сливки с цепкой игры подмосковных защитниц сняла Марианна Егорова. Левая крайняя, пропустившая выезд в родные пенаты, в этот раз, кажется, улетала в контратаки раза в два быстрее, чем прежде. Лишний раз давая повод задаться вопросом: проиграла бы "Звезда" 11 дней назад с Егоровой на площадке?
Как и десять дней назад, "Динамо-Синара" настреляла в ворота ижевчанок 39 мячей. Но на этот раз в голевом тире пожелал принять участие и "Университет". Девчата Роберта Минабутдинова провели одну из двух самых результативных для себя встреч в Суперлиге-2024/25 и потерпели самое минимальное поражение в сезоне от волгоградок (25:39, 27:37, 25:33 и вот теперь — 32:39).