Самобытная белорусская линейная уже больше полугода ярко играет в "Ладе", оставаясь единственной легионеркой в рядах тольяттинок. Пора знакомиться.
— Как пережила команда драматичную и счастливую развязку группового раунда Кубка ЕГФ?
— Сильные эмоции испытали от своей уверенной победы в Дании. И все же, кажется, еще больше радовались, когда немецкий "Битигхайм" обыграл норвежский "Сторхамар" и помог нам его обойти. Сценарий, конечно, получился — нарочно не придумаешь. Но мы теперь смотрим только вперед. В четвертьфинале нас ждет очень сильный и интересный соперник.
— Что больше всего запомнилось из всей этой контрастной еврокубковой кампании?
— Наверное, последний игровой день в нашей группе. Для начала сами очень собранно и ответственно сыграли против "Хернинга-Икаста". И ведь не сказать, что соперницы отбывали номер. Они выступали при своих болельщиках, очень старались и только минут за пятнадцать до конца, когда про результат все стало понятно, у них вышли молодые девочки.
Мы оказались более заряжены, у нас был сильнее стимул. Хотели еще и отомстить за "минус 5", что получили от этой команды дома. Порадовала реализация. Это был тот день, когда меня как линейную отлично видели и вовремя отдавали передачи.
— Если чуть оглянуться, были минуты, когда ты уже не верила, что "Лада" выберется из группы?
— Сомнений в нашей команде у меня не возникало. Но не была уверена, что все сложится по-нашему в игре "Битигхайма" и "Сторхамара". Однако немецкая команда — просто умнички, помогли по-настоящему.
— Вы ведь успевали после своей игры в Дании посмотреть тот матч…
— Сразу скажу: я не смотрела, боялась инфаркта. Девочки включили трансляцию на ehftv,com разойдясь по номерам. Но в последнюю минуту того матча все высыпали в гостиничный коридор. Бедный отель, мне кажется, чуть не рухнул, когда мы начали радоваться.
— Что-то подобное в твоей карьере бывало?
— Был обратный пример, драматично-неудачный. В прошлом сезоне наш "Гомель" играл в четвертьфинале Кубка вызова против испанской "Рокасы". Мы проиграли шесть мячей в гостях и с точно таким же счетом — 24:18 — победили дома. А потом проиграли спор в серии пенальти.
В воротах у испанок была знаменитая Сильвия Наварро. Да, все сложилось печально, но по накалу эмоций это было похоже на то, что совсем недавно испытала в "Ладе".
— Следующий соперник — "Оденсе", основа сборной Дании…
— Очень сильная команда с игроками топ-уровня. Будем тщательно ее изучать. Но уверена, у нас тоже будет что предъявить при встрече. Знаю, девочки в команде очень не хотели попасть на "Шиофок", своего прошлогоднего соперника.
— Белорусские коллеги утверждают, что так сильно и уверенно, как сейчас в "Ладе", на родине ты не играла. Согласна?
— Сложно сказать. Не могу взглянуть на себя со стороны. Знаю точно, что российский чемпионат сильнее белорусского, и мне надо его уровню соответствовать. В Беларуси часто забрасывала по 10-12 мячей и умудрялась даже не вспотеть. Здесь же постоянно должна быть в тонусе.
Над многим нужно работать, продолжаю притираться к девочкам в "Ладе". Но все идет в правильном направлении. У нас взаимная вера: моя — в "Ладу", "Лады" — в меня.
— Как воспринимаешь столь явное доминирование в российском чемпионате "Ростов-Дона"?
— В принципе не может быть хорошо, когда одна команда настолько выделяется на фоне остальных. Но "Ростов" для нас — главный раздражитель и стимул для роста.
А у ростовчанок другие цели. Они стремятся к победе в Лиге чемпионов. Прямо сейчас так: "Ростов-Дон" мотивирует нас, а сам стремится соответствовать еще более сильным образцам.
— Не так давно ваш тренер Маренникова сказала, что Шамановская "очень критично к себе относится"…
— Екатерина Александровна права. Заниматься "самоедством" — одно из любимых моих занятий. В первую очередь всегда спрашиваю с себя. Пока не чувствую, что это как-то излишне давит.
Как правило, хватает простецких реплик от подруг из команды, чтобы я не замыкалась на недостатках и шла дальше. В штате "Лады", кстати, есть психолог. Он при необходимости может в подобных вопросах помочь.
— Лучшей линейной Беларуси долгие годы считалась Анастасия Лобач. Ты выступала с ней бок о бок. Это не мешало тебе раскрыться как игроку?
— Мы играли с Настей и в минском "Аркатроне", и в "Гомеле", и в национальной команде. Возможно, в каких-то ситуациях ее авторитет и давил. А возможно, наоборот, он становился дополнительной мотивацией — работать и расти профессионально. В любом случае всегда есть первый номер и те, кто у него за спиной.
— Как в твоей карьере возник вариант перехода в "Ладу"?
— Началось все интересно. Собрались с девчатами из "Гомеля" посмотреть финал Кубка России прошлого сезона — как раз "Лада" играла с "Ростов-Доном". Помню, что болели за Тольятти. И всего через пару дней позвонил агент и сообщил о предложении от "Лады". Долго не колебалась, дала согласие.
— В другие клубы звали?
— Были варианты. Но я сразу решила, что для первого выездного опыта Россия — лучший вариант. Отсутствие языкового барьера и отличий в быту имели большое значение.
— Условия твоего контракта?
— "Лада" сразу предложила соглашение на два года. Зарплата примерно вдвое превышает гомельскую.
— Ты ведь единственная тольяттинская легионерка…
— Вообще себя иностранкой не чувствую. Шесть лет играла за "Гомель", и там у меня сложились близкие отношения со многими. Но в Тольятти вообще не было периода адаптации. В любой ситуации мне здесь удобно и привычно.
— Правда, что поначалу с тобой из Минска приехали твои родители и брат?
— Летом у родителей был отпуск, и мы решили: почему бы не поехать всем вместе на машине? Давно не бывали в России, у нас здесь много родственников. Ну и хотели посмотреть, куда еду, познакомиться с тренером.
В итоге они провели в Тольятти две недели — до первого сбора команды в Алуште. Папа не покидал берега Волги, он рыбак заядлый. А мама с братом изучили все тольяттинские достопримечательности. Так что все остались довольны.
— В одном интервью ты говорила, что гандболом решила заняться после того, как вместе с отцом посмотрела матч мужской сборной Беларуси. Расскажи…
— Мне было тогда 14 лет, я только ушла из конного спорта, которым занималась довольно серьезно. Транслировали чемпионата Европы, Беларусь — Испания. Даже не знаю, что конкретно меня зацепило. Просто папа после этого и предложил попробовать себя в гандболе.
Мне еще и повезло: когда бабушка привела меня на первую тренировку, то она и мой первый тренер Тамара Владимировна Басей узнали одна другую по давним советским спортивным пересечениям.
— В любом виде спорта уже сложно осваиваться в 14 лет…
— В команду своего возраста сразу не попала, отправили к младшим. Спуску не давали с самого начала. На первой тренировке мне объяснили, как отдать передачу. А уже на второй кричали: почему не получается?
— От твоей фамилии легко образуется прозвище. Шаманом тебя не называли?
— Ха, так называть меня перестали только в Тольятти. До этого всю жизнь Шаманом и была. К такому прозвищу всегда относилась спокойно. Но шаманских бубнов в сумке не держала…
— Как получилось, что ты минчанка, а в сильный минский клуб БНТУ так и не попала?
— Когда закрывали мой первый профессиональный клуб "Аркатрон", у меня были три варианта: БНТУ, Гомель и Гродно. Тогда решила переходить в "Гомель" моя старшая подруга вратарь Женя Кнап. Это все и решило.
А еще в БНТУ на то время играли сильные линейные — Наталья Платанович и Анна Сухомирова. А меня больше всего интересовала игровая практика. Выбрала "Гомель", но не предполагала, что это затянется на целых шесть лет.
— Деталь, подмеченная наблюдательными коллегами: соперницы очень часто именно тебя награждают синяками под глазом. Почему так?
— Вот ведь в самую точку попали: мне и от "Хернинга-Икаста" прилетело! Под левым глазом отсвечивает — соперница выпрыгнула на бросок и попала мне локтем в лицо. Думаю, объясняется это просто. У меня для подобных попаданий очень удобный рост. Я все-таки чуть ниже среднестатистических центральных защитниц. Вот и достается регулярно.
— Кто в теперешней "Ладе" лучше всех видит линейную?
— Наверное, мой ответ удивит: правая крайняя Оля Фомина. Она большая умница.
— То, что умеет в свои восемнадцать лет Лена Михайличенко, удивляет?
— Это очень впечатляет. Лена ведет себя на площадке умно, не по годам и грамотно читает игру. Назову ее настоящим феноменом.
— Как бы ты описала роль в команде Ирины Близновой?
— Ира у нас — мама-воительница. Не дает спуска никому: и сама старается по максимуму, и с других требует строго. Быть рядом с ней на площадке — здорово!
handballfast.com
В иранском Ширазе завершился Кубок Единства. Сразу три команды набрали по 4 очка: помимо хозяев, это сборные России и Беларуси, которая и оказалась на первом месте в тройной закрутке благодаря уверенной победе над Ираном в пятницу. Подопечные Льва Воронина, уступившие в заключительном туре в субботу хозяевам (30:34), обосновались в итоге на третьей строчке, китайцы после поражения от белорусов (22:33) — четвёртые.
Да, турнирная ситуация сложилась так, что теперь на победу в Кубке Единства претендуют три сборные: России достаточно не проиграть Ирану, в противном же случае в ход пойдут дополнительные показатели. И вот тут появится шанс и у белорусов — при их собственной победе над китайцами, в которой, впрочем, никто и не сомневается.
Мы не ограничиваемся краткосрочными планами. Намерены выйти на уровень призёров чемпионата России, уверенно занимать места на пьедестале почёта. Может быть, даже верхнюю ступень. Однако для этого требуется время. Нужно работать со спонсорами над наполнением бюджета. На данный момент он достойный, но нам есть куда стремиться. Перезагрузим работу и внутри клуба. Первый год будет подготовительным.
Самые жирные сливки с цепкой игры подмосковных защитниц сняла Марианна Егорова. Левая крайняя, пропустившая выезд в родные пенаты, в этот раз, кажется, улетала в контратаки раза в два быстрее, чем прежде. Лишний раз давая повод задаться вопросом: проиграла бы "Звезда" 11 дней назад с Егоровой на площадке?