20-летняя вратарь "Гомеля" и сборной Беларуси Анастасия Макаренко не может не вызывать симпатии своей игрой. Болельщики команды-чемпиона признали её лучшей в команде как в декабре, так и в январе, а по моему скромному мнению, Настя — одна из главных претенденток на звание MVP всего чемпионата.
Наличие Макаренко на последнем рубеже обороны придаёт её партнёршам дополнительную уверенность, а тренерскому штабу столичного БНТУ-БелАЗа остаётся лишь сожалеть о том, что урождённая минчанка решила выбрать другой вектор развития карьеры.
Анастасия ответила на наши вопросы, первый среди которых касался как раз болельщицкого выбора…
— Не скрою, доверие наших болельщиков вдохновляет и ко многому обязывает. Постоянных зрителей у нас не так уж и много, человек пятьдесят, но если матчи принципиальные, то и весь зал может собраться. Приятно, что на выездные матчи с нами тоже ездит делегация с шумовой поддержкой. Она не очень большая, но её всегда слышно.
Но главные болельщики, это, конечно, семья — мама, папа и брат. Родители к спорту отношения никогда не имели, разве что папа к рыбной ловле — он даже в соревнованиях участвует.
По большому счёту, понятно, я первый спортсмен в семье, но ещё и 12-летний брат занимается футболом. Пока на школьном уровне, но потом планирует пойти попробоваться в "Торпедо". Ну или в "Минск".
— Низко планку ставит. Почему не в "Барселону"?
— Слабоват пока что у него уровень для каталонцев. Он тоже вратарь, так что я за свои слова отвечаю. Но ничего, загадывать не будем, подтяну его ещё, а там посмотрим.
— С удивлением узнал, что вы учитесь в Белгосуниверситете на механико-математическом факультете. Мягко говоря, нетипичный выбор для спортсмена.
— В моей жизни было так много гандбола, что по окончании 11-го класса я поняла — если ещё и учиться пойду в университет физической культуры, то крыша может съехать окончательно.
— В БГУ вашего брата обычно прельщал факультет географии, но мехмат как-то крутовато, нет?
— У меня там училась подруга, она много о нём рассказывала, и я решила, что пойду именно туда. Тем более что программисты нынче востребованы везде. Училась я всегда неплохо, до спортивного класса была гимназия, так что объёмом необходимых знаний для поступления обладала. Я уже на третьем курсе заочного отделения — и ни капельки не жалею о принятом решении.
— На очном, следует полагать, заниматься было бы полезнее.
— Я сразу знала, что уеду. Меня приглашали в БНТУ-БелАЗ, но хотелось пожить отдельно от родителей и попробовать взрослую жизнь, так что контракт с "Берестьем" подписала с лёгкой душой. Отыграла там год и меня позвали в Гомель, где и играю второй сезон.
— Сезон знаменательный — в отличие от предыдущих, результаты матчей уже нельзя предугадать. С чем это связано?
— С уходом группы ведущих игроков наша команда уж точно не стала сильнее, а вот та же "Городничанка" прилично прибавила. Ну и другие команды тоже развиваются, не стоят на месте — и очки не даются легко ни в одном матче.
— Кажется, что с Гродно вам теперь сложнее, чем с Минском.
— Лично мне — да. "Городничанка" играет по принципу — вижу цель, не вижу препятствий. С такими командами всегда сложно бороться.
— Анна Рябченко в интервью БЦ так прямо и указала, что отвергла предложение "Лады" только потому, что в этом году Гродно собирается побороться за золото.
— Её патриотический поступок, конечно, можно только приветствовать, но я отвечу за нашу команду — у нас на этот счёт имеются сомнения. Первенство мы никому уступать не собираемся.
— Да уж, БНТУ-БелАЗ любой обидеть может. Его уже, видно, и в расчёт не берут.
— Ну почему же, просто Минск, как мне кажется, команда настроения. Раз на раз не приходится. Но если там собираются, то эта компания, конечно, тоже не подарок. У минчанок есть ряд игроков, которые хотят добиться в гандболе чего-то серьёзного.
Если спросите о самом опасном для меня игроке, то он будет из Минска. Это Яна Сотникова. Мало того, что у неё хлёсткий и мощный бросок, она ещё и непредсказуема. У каждого игрока есть свои любимые углы, а вот у неё — нет. Идёт на бросок, а ты не можешь предугадать, куда Яна вернее всего отправит мяч.
— Следует полагать, у вас есть досье на лучших бомбардиров.
— Целая тетрадка.
— А что там говорится об ещё одном чудо-бомбардире из Минска по фамилии Петрачкова?
— Так… Откуда она будет бросать?
— С позиции правого полусреднего — в прыжке.
— Ну смотрите… Хотя нет, Ульяна довольно любознательна и вполне может прочитать наше интервью. И сделать выводы. Так что, пожалуй, не буду раскрывать своё досье на неё.
— Однако Минск в последней вашей встрече одержал победу и без просмотра секретной тетради Насти Макаренко.
— Если честно, то мы проиграли большей частью из-за того, что у нас не было ротации состава. Не скажу, что устаю больше всех, но отыграть 60 минут от звонка до звонка в таком матче тяжело и физически, и морально. И это коснулось всех. Но девочки молодцы, бились, старались, а уступили только чуть-чуть.
— А вот прикиньте, что у минчанок вскоре на площадку выйдут Карина Перегуд и Настя Лобач!
— Согласна, это серьёзное подспорье. Абсолютно понятно, что они не только усилят команду, но и подтянут за собой молодых игроков — в том же тренировочном процессе.
Так что надо быть готовым к тому, что в матчах на Кубок и в плей-офф чемпионата БНТУ-БелАЗ предстанет совсем другим. Но тем интереснее будет с ним играть.
— В "Гомеле" вас кто-то персонально готовит?
— Конечно, это Ирина Александровна Дронова. Она была полевым игроком, но к своим обязанностям тренера по вратарям относится очень ответственно. Придумывает для нас много упражнений, делает нарезки перед играми — на самом деле я очень довольна.
— Но слабые места-то в вашей игре, уверен, всё-таки есть.
— Тут ничего нового не будет, думаю, это проблема всех вратарей. Каждая из нас мечтает стать более устойчивой эмоционально. Во всяком случае, если у Насти начинает закипать голова, то всё, она пропала. Начинаешь действовать на автомате, а это не здорово, потому что каждая дуэль с игроком — это разная история, шаблонов тут быть не может.
Думаю, отличительная черта ведущих голкиперов в том и состоит, что они умеют отключать голову от временных неприятностей. Игра может не пойти с самого начала у любого, но далеко не все умеют не поплыть и вернуться. Вот этому умению мне ещё надо научиться.
— Ну, положим, и с сегодняшним умением вы наверняка востребованы клубами из-за рубежа, в частности, из России.
— Не знаю, к сожалению это или к счастью, но пока таких предложений у меня нет.
— Ситуация легко исправляется в спаррингах с российской сборной, когда товар можно показать лицом.
— Ну положим, у нас не так давно с ними были товарищеские матчи, в которых я, конечно, могла бы сыграть и получше. В одном из них меня поставили с первых минут, оказали доверие, которое я, получается, не оправдала. Но это однозначно был хороший опыт, всё-таки игроки из российского чемпионата действуют совсем иначе, это просто другой уровень.
— Какое резюме после спаррингов выдал вам главком сборной Валерий Певницкий?
— Нет, ну я не совсем так уж провально отыграла, некоторые сейвы были очень нужные, но Валерий Петрович всё равно не остался в восторге.
Он довольно эмоциональный человек, думаю, именно поэтому не всем нравится, но меня его тренировки и видение игры полностью устраивают. Знаю его не первый год, со времён молодёжки — и потому к стилю Певницкого уже привыкла. Как и все его воспитанницы ещё с детского гандбола. Мы услышали, пропустили через себя, работаем дальше. И в дебаты не вступаем — это будет себе дороже.
Юмор, конечно, у него своеобразный, не все понимают. Я тоже через раз. Иногда перегибает палку. Но, по большому счёту, Валерий Петрович — хороший человек, и он старается сделать всё, чтобы из нас выросли игроки высокого класса.
— Сколько времени коуч даёт на то, чтобы сборная Беларуси вплотную подтянулась к сборной России.
— Три года.
— Не многовато?
— В самый раз. Всё-таки их ведущие игроки имеют постоянную практику в лучших клубах Старого Света, а те, кто остался в России, играют в далеко не самом слабом европейском чемпионате.
Ну и надо понимать, что даже в сегодняшних реалиях сборная России по-прежнему остаётся одной из сильнейших сборных мира. Так что дело только в нас — насколько мы сможем использовать возможность спаррингов с такой командой.
— Ну и последний вопрос — на злобу дня. О "Мастере и Маргарите"…
— Книгу читала и смотрела обе предыдущие экранизации. А вот последнюю, которую все вокруг меня хвалят — нет. Не люблю ходить в кино одна. А компании нет… Ладно, завтра спрошу на тренировке у девчонок, кто ещё пойдёт.
— Представляю их реакцию: Булгаков — это всё же не "Слово пацана. Кровь на асфальте".
— Людей трудно осуждать за то, что все они разные. Так и должно быть. Вот если спросить у нас с вами, когда мы были в последний раз на какой-нибудь художественной выставке, то мы, наверное, и не вспомним.
А Никита Вайлупов, уверена, из ответа на этот вопрос целое интервью сделает!
— Кстати, о Вайлупове. А на него в вашей тетрадочке, случаем, отдельной главы не имеется?
— В этом не было надобности. Но, учитывая, что он натура творческая, а значит, легкоранимая, на месте коллег я бы попробовала вывести его из равновесия, воздействовав в первую очередь психологически. Мужчины-то ведь тоже не железные…
handballfast.com
Цюрих. При упоминании этого славного города глаза у присутствующих зажигались особенным блеском. Вы же помните культовую польскую комедию "Ва-банк-2" и обаятельных мошенников, которые стремились туда всеми фибрами души? Так вот — лучший игрок белорусской сборной на "Играх дружбы", голкипер Вячеслав Солдатенко живёт в этом швейцарском городе уже третий год, совсем неплохо себя там чувствует и менять нынешнюю прописку не собирается. Во всяком случае — пока.
Оба матча были разными по своему содержанию, — пояснил Юрий Шевцов. — Первый мне не понравился, слишком много там было брака и потерь на ровном месте. Второй получился гораздо лучше, но, если суммировать все впечатления, надо сказать, что команда — это работа не только на площадке, но и за её пределами. И я в очередной раз убедился, что команда у меня есть, она сплочена общими целями, мы все вместе движемся в нужном направлении.
Тренерам национальной сборной выделяют всё меньше и меньше времени для подготовки к определённым состязаниям. Наиграть что-то новое мы не смогли. Главная задача состояла в том, чтобы вспомнить игровые связи и встроить в систему защиты и нападения игроков, которые добавились в команду по сравнению с ноябрьским турниром в Могилёве. В частности, в состав был подключён зенитовский разыгрывающий Олег Луня.
Наш год может считаться удовлетворительным. У нас появилось несколько новых команд и в мужском, и в женском чемпионатах. У нас три сборные: одна находится в Европе, вторая в России и третья у нас. Все с удовольствием приезжают и играют за сборную. Они понимают, какие сегодня поставлены задачи.