Генеральный директор гандбольного клуба «Черноморочка» о сезоне 2024-2025 и ближайших планах.
— Олег Александрович, как вы оцениваете итоги сезона?
— Как полный провал, даже несмотря на то, что мы взяли бронзовые медали Кубка России. А как иначе оценить то, что мы шли в чемпионате сначала на втором, потом на третьем месте, а в итоге стали восьмыми? Говорить о каких-то локальных успехах при таком итоговом результате бессмысленно. Хотя была проделана огромная работа. Я не хочу обесценивать труд всей команды, тренерского штаба, клуба в целом и свой как руководителя. Но в спорте всё определяет результат — на табло, в таблице.
— Получается сезон разделился на две части — до матча с «Ладой» в Тольятти в плей-офф и после?
— Да, эта игра перечеркнула многие достижения — и выигрыш предсезонных турниров, и высокие места в турнирной таблице, и победы над чемпионом страны ЦСКА, и равную игру с «Ростов-Доном». Хотя тревожные звонки были и по ходу чемпионата. Вспомним домашнее поражение от «Астраханочки» в шесть мячей или то, как мы проиграли в марте в Краснодаре, выигрывая «плюс шесть» и потом, пропустив за тайм 20 голов. И это когда команда была в сильнейшем составе!
И то, что по пропущенным мячам по итогам всего сезона мы на пятом месте в Суперлиге, говорит о том, что с проблемами по игре в защите нам так и не удалось справиться.
Да, сложилась всем известная ситуация на ключевой в гандболе позиции линейного. Мы очень серьезно подходили к комплектованию команды, на этой позиции у нас было три сильных игрока. Но… Елизавета Быкадорова в октябре неожиданно уходит в декрет, у Синельниковой рецидив травмы, с которой она промучилась весь сезон. На финальном отрезке к занятиям в основной группе она подключилась только перед самым отъездом в Астрахань, а на «Финале четырех» снова получила травму.
На Светлану Кремневу легла огромная нагрузка и ответственность. Света — боец, никогда я от нее не слышал, что она что-то не может, что-то у нее что-то болит, но именно в этот период от чрезмерных нагрузок у нее заболело колено.
Еще в ноябре, когда стало понятно, что у нас проблемы на позиции линейного, мы предприняли экстренные меры. Нашли понимание у руководства «Луча» и пригласили Анастасию Шанову и Злату Федосову (которую также пробовали на позиции линейного игрока), но полноценно решить вопрос это не помогло.
Другой важный нюанс — во многих матчах мы не смогли нарастить преимущество по ходу игры. В итоге — драматичные концовки, победы с минимальным преимуществом, хотя по уровню наших игроков мы должны были уверенно выигрывать.
И также уступаем свои позиции на турнирной дистанции — идем на втором месте после первого этапа, выигрываем кубковую серию у ЦСКА. Но на втором этапе проигрываем четыре матча из десяти и заканчиваем регулярный сезон на третьем месте. В последней игре предварительного этапа терпим дома поражение от ЦСКА, хотя выигрывали весь матч.
Где-то не хватало характера у команды. Когда начинаешь опускаться вниз, потом всегда тяжелее, потому что уже ты в роли догоняющего.
Что, собственно, показал полуфинальный матч Кубка с «Астраханочкой». Матчи на Кубок, на вылет в плей-офф, когда играют равные соперники, это всегда прежде всего столкновение характеров.
И ведь в начале апреля, перед решающей стадией Кубка и чемпионата, мы получили две недели на подготовку. Задачи на оба турнира ставились самые максимальные.
В концовке сбора перед Кубком России договорились сыграть два контрольных матча с АГУ-«Адыиф», и уже было видно, что команда не готова. И матч с «Астраханочкой» это подтвердил. Отвратительно сыграли в защите, не успевали за Сотниковой, которая забила 15 мячей, из них 10 — с пенальти. Вратари оказались не готовы — за весь матч пять отбитых бросков. Первый тайм выиграли, во втором потеряли нить игры. В матче за третье кубковое место уверенно побеждаем «Ладу», лучшая у нас — вратарь Елизавета Дяченко, которая не попала в заявку на предыдущий матч. А если бы попала, могла выручить? Вопрос без ответа.
На матч плей-офф в Тольятти поехали заранее, сразу из Астрахани. Была возможность нормально подготовиться. Но опять теряем Синельникову — до конца этого сезона как минимум. Да еще и Вайкум — наш основной правый край в нападении и один из ключевых игроков и в защите. С повреждением играет Анастасия Зотина и тоже выбывает как минимум до конца сезона. А это один из лидеров команды, которая всегда ведет за собой, заводит игроков.
Ничего особого «Лада» в той самой ключевой игре сезона не показала. Собственно, повторилась та же история, что и в проигранном матче с «Кубанью» на предварительном этапе. Во втором тайме выдаем безвольный отрезок и получаем «минус 11», которые героически начинаем исправлять. В концовке матча в Тольятти и весь матч в Абрау-Дюрсо. И так и не исправили, пусть и одного мяча всего не хватило.
По сути, мы проиграли одну игру в чемпионате, и все наши вторые-третьи места в турнирной таблице сошли на нет. Но это спорт — тут и доля невезения есть, и травмы ведущих игроков, и эмоциональная опустошенность из-за проигрыша в полуфинале Кубка. Возможно, именно в психологическом плане произошел надлом.
В итоге вместо борьбы за медали отправляемся в утешительный турнир. Да еще с пробоинами в составе: в матче в Волгограде травмировалась капитан команды Наталья Никитина. С такими серьезными потерями любой самой сильной команде было бы тяжело.
У нас по ходу сезона у некоторых игроков были претензии, что у них мало игрового времени. И вот, на самом финише, когда у нас из-за травм выбыло пять ведущих игроков, они получили возможность показать себя. Но увы, этого не произошло. Сказать, что они не хотели, я не могу: бились, сражались, но не было какой-то собранности, не было какой-то единой командной работы, было чувство, что каждый играет сам за себя. Много потерь, несогласованные действия, непонимание кто куда бежит.
Тренерскому штабу не удалось собрать и мотивировать оставшихся в строю игроков на достойное завершение сезона. Не было какого-то эмоционального фона, победного настроя. В итоге мы проиграли серию и «Динамо-Синаре», и «Звезде».
На финише сезона отмечу Дарью Вигуржинскую, которая в отсутствии травмированных, стала лидером и капитаном команды, много брала игру на себя. Признавалась лучшим игроком. Большая нагрузка выпала на Алену Ихневу, которой в отсутствии Натальи Никитиной пришлось играть почти без замен и стать главным снайпером команды.
— Как оцениваете работу клуба в сезоне в целом?
— Создавались все условия для учебно-тренировочной работы команды. У нас вообще одни из лучших условий для работы в российском женском гандболе — тренировочная база, медицинское обслуживание (здесь мы сотрудничаем с футбольным «Черноморцем»), питание.
С командой работали два массажиста, и работы у них всегда много, в том числе и при восстановлении после длительных переездов.
Наконец, мы решили вопрос с хорошим спортивным врачом, скоро объявим об этом официально.
Стараемся на выездные матчи заказывать большой автобус, чтобы игрокам было максимально удобно в дороге.
Клуб решал все вопросы, которые выдвигал тренерский штаб. Так, перед решающей апрельской стадией тренерский штаб попросил привлечь на финишный отрезок Ирину Никитину, нужен был игрок с большим победным опытом, да еще для подстраховки Дарьи Вигуржинской. Была проведена большая работа, и игрок сыграл за нас на финише.
То есть все пожелания тренерского штаба, как тот же приезд на выездные матчи за день-два до игры, клуб старался выполнять.
Тщательно просчитывали все нюансы для достижения максимального результата.
Была просьба подключить к работе научную группу, которая поможет вывести команду на пик формы к решающим играм — она с нами продуктивно работала.
— Давайте поговорим о тех переменах, которые ждут команду в ближайшем будущем.
— Клубом проделана большая селекционная работа, в ближайшие дни мы официально объявим о переходах в нашу команду.
Но сначала о тех, кто уходит.
Очень жаль, что нас покидает Алена Ихнева, она хорошо вписалась в нашу игру, взаимодействуя с Натальей Никитиной на позиции левого полусреднего. Мы долго вели с ней переговоры, но она настроена вернуться в Турцию. Алена в самом начале своей большой игровой карьеры уехала играть за границу, привыкла к компактным в географическом плане чемпионатам. К тому же у нее есть личные причины для жизни в Турции. Из-за проблем со здоровьем ей тяжело давались длительные автобусные переезды. Думаю, если бы у нас была возможность избежать «жизни в автобусе» (как у нас зачастую было в этом сезоне), мы бы с ней договорились. И клуб выполнил перед ней все обязательства, и она была полезна команде.
Личные причины чтобы приостановить карьеру у перспективной Валерии Вайкум — она хочет сосредоточится на учебе, заняться восстановлением здоровья. Мы не исключаем, что еще увидим ее в составе «Черноморочки».
Анна Краснова неожиданно для нас решила закончить с гандболом, опасаясь рецидива мучившей ее в последнее время травмы.
Регина Кудрявцева также покидает команду, завершив карьеру игрока, и с планами на менеджерскую карьеру в спорте.
Контракт с вратарем Еленой Николаевой закончился, взаимно решили что наше сотрудничество мы не возобновляем.
С Ириной Никитиной мы не стали продлевать контракт, так как на ее позицию разыгрывающего давно и успешно велась селекционная работа.
— Тут надо рассказать нашей аудитории о специфике переездов для нашей команды.
— Она у нас самая сложная в Суперлиге. Аэропорты закрыты. С поездами проблема — нас не устраивает расписание, поезда из Новороссийска идут так, что мы теряем много времени на ожидания. В итоге даже на дальние матчи — Москва, Подмосковье, Тольятти вынуждены ездить на автобусе. А это могут быть и сутки в дороге, после которого нужно время на восстановление.
Аргумент тут очевидный — автобус может пойти по тому расписанию, который мы вписываем в рабочий процесс, а поезд — нет. И надо понимать, что если другие команды сталкиваются с такой ситуацией один-два раза за сезон, то мы — постоянно.
— Традиционный вопрос — про игровой зал с большой вместимостью для зрителей.
— Этот вопрос всегда самый сложный. Скажем так — в работе сейчас два варианта решения, идет согласование на всех уровнях. Но вопрос этот многогранный, как-то конкретизировать его сейчас сложно.
— Этот вопрос всегда важен, так как болельщиков у «Черноморочки» всегда больше, чем может вместить зал в Абрау-Дюрсо. Уникальная ситуация для российского гандбола — билеты на матчи в дефиците. Какой потенциал есть у нашей аудитории показала предсезонная встреча с болельщиками в центре города — когда был аншлаг в амфитеатре парка имени Фрунзе.
— Большое спасибо болельщикам за то, что за столь короткое время у клуба появилось такие неравнодушные и преданные поклонники. Вспомним, какой душевный сюжет они сняли накануне «Финала четырех» Кубка России. Поверьте, для команды очень важно такое внимание, девочки за всем этим внимательно следят, в том числе и за реакцией болельщиков в соцсетях. Будем развивать эту работу, в том числе ждем и предложений от поклонников «Черноморочки», что нужно делать в организации работы со зрителями. Встреча с болельщиками точно станет традиционной.
— Если отмотать всё назад, какое бы главное решение вы приняли?
— Искал бы еще одного сильного линейного и центрального защитника. Но никто не мог предположить, что на этой укомплектованной позиции у нас возникнут проблемы.
— Какие выводы вы вынесли из этого сезона?
— Сезон преподал нам большой урок. Нужно быть готовым к любым ударам спортивной судьбы, будь то потеря ключевых игроков или обидные поражения, без которых невозможно обойтись. У команды должны быть характер и воля, чтобы подняться и идти дальше к намеченным целям. В нашу команду сейчас приходят хорошие игроки, которые усилят некоторые позиции. Не забываем про наших травмированных, мы будем делать всё, для их скорейшего восстановления. Думаю, что следующий сезон (2025-2026) будет интересным и для команды, и для болельщиков. А пока наблюдаем за пляжным гандболом, где участвует наша молодежная команда, наш ближайший резерв. Кстати хочу поздравить нашу молодежную команду и тренера Дмитрия Александровича Шелудько с четвертым местом в первенстве России. Девочки и тренер молодцы, проделали хорошую работу и достойно выступили. Думаю, что кого-то из них сможем привлекать и в основную команду. Но это уже будет зависеть от решений главного тренера.
Удивительное дело: за два месяца после объявления об окончании карьеры Борису Пуховскому поступило сразу несколько предложений. Самый результативный игрок сборной Беларуси в истории сделал себе такое надёжное имя, что и в 38-летнем возрасте его зовут на усиление! Мы расспросили экс-разыгрывающего сербской "Войводины" об этом и многом другом.
Экс-вратарю сборной Беларуси Андрею Крайнову совершенно не подходит безликое чиноопределение "функционер". Хотя бы потому, что спортивный начальник он нестереотипный — не по долгу службы мобильный, творческий, остроумный. И едва ли не самый коммуникабельный и открытый в белорусском гандболе.
Гандбольный сезон в Беларуси завершился сенсацией. В финальной серии из пяти матчей минский СКА, не бравший золото с 2002 года, одолел "Мешков Брест", который никому не отдавал титул 11 лет подряд. Триумф армейцев тем удивительнее, что год назад их покинули многие лидеры, и на первые роли вышли совсем молодые игроки.
Спустя 22 года столичный гандбольный СКА вернул себе чемпионский титул. Своей 11-й победы клуб достиг с составом из совсем молодых игроков. Один из них — 20-летний линейный Матвей Барбашинский, сын легендарного олимпийского чемпиона Андрея Барбашинского. О пути к главному титулу и самом обидном поражении, громкой фамилии и почти случайном попадании в гандбол.