Он прибыл в Брест из Словении около года назад и за это время неплохо освоился в новых реалиях. Мы общались с Марко Матияшевичем на русском, и лишь для уточнения деталей гандболист иногда переходил на английский.
27-летний разыгрывающий рассказал нам о хорватских корнях, роли любимой девушки в его карьере, желании сыграть за "Мешков Брест" в Лиге чемпионов и многом другом.
— Ты появился в БГК в ноябре 2022 года. Как оценишь прошедшие двенадцать месяцев?
— Вместе с командой мы стали чемпионами Беларуси, выиграли Суперкубок страны, победили в СЕХА-лиге. По-моему, для начала нового этапа карьеры это очень даже хорошо. Так что оцениваю год, проведённый в Бресте, позитивно.
— Когда ехал в Беларусь, не было чувства настороженности?
— Конечно, какое-то волнение присутствовало. Но без риска не бывает успеха. Я знал, что БГК — это большой клуб. В таких по определению не может быть плохо.
Консультировался с гандболистами, ранее игравшими здесь. Например, с Якой Малусом. Он меня заверил, что в Бресте всё организовано на высоком профессиональном уровне. Такие отзывы, безусловно, добавили мне уверенности. А уже на месте убедился лично, что это не пустые слова.
— Ты ведь сразу приехал в Брест не один?
— Действительно, со мной приехала моя девушка Анетт. Без неё мне было бы тяжелее адаптироваться на новом месте. Всё же другая страна, незнакомый язык, какие-то особенности. Это непросто, требуется время. И в такой период, когда ты возвращаешься домой после тренировки, а там тебя ждёт близкий человек — это здорово помогает.
— Как принимали решение ехать вдвоём?
— Мы давно вместе. И у нас так всегда. Анетт была с первых дней со мной и в Германии, и во Франции. Она ведь профессионально занималась теннисом. Поэтому спортивную жизнь знает не с чужих слов. И понимает, что нужно для комфорта, как он важен для достижения результатов…
— Судя по некоторым подсмотренным моментам во время матчей, особенно не совсем удачных, Анетт является твоим главным критиком?
— Это точно. Она, как минимум, ассистент главного тренера. А ещё психолог. И много ещё кто. Не зря ведь говорят, что за каждым большим чемпионом стоит женщина, которая поддерживает его в любой ситуации.
— Твоим предыдущим клубом был "Трамбле" из пригорода Парижа. И как тебе Брест после столицы Франции?
— Такие города объективно сложно сравнивать. Париж — это Париж. Там угол каждого здания пропитан историей. А ещё это многонациональный мегаполис. Безусловно, это особенный город.
Но мне и в Бресте комфортно. Город очень спокойный, мне это по душе. И знаковые места в нём есть. Например, Брестская крепость.
— Наверное, предыдущий вопрос лучше было задать твоей девушке…
— Анетт тоже успела полюбить Брест. Честно, нам здесь нравится.
— Как вы с Анетт проводите свободное время?
— Любим гулять. В Бресте много зелёных уголков. Правда, сейчас осень. И деревья играют разными красками. Но это ещё красивее.
Любим ходить в кафе, рестораны. В городе много хороших заведений, постоянно открываются новые. Там вкусная еда, нам это очень нравится.
— Традиционный вопрос при общении с легионерами БГК: чего словенского тебе не хватает в Бресте?
— Давайте уточню. Я ведь по национальности хорват. И эта страна в моём сердце. А в Словении я родился и вырос. И к ней отношусь с огромной теплотой. Словенцы, как правило, спокойные. А у хорватских болельщиков больше экспрессии. После победы ты герой, а если проиграл, то лучше на глаза не попадаться.
Брестские поклонники БГК больше похожи на хорватов. А по требовательности — вообще равенство.
— С приходом Невена Степановича и Вука Лазовича в БГК постепенно возрождается балканская диаспора. Для тебя это имеет значение?
— Только положительное. Можно сказать, что приехали земляки. Мы раньше не были знакомы, но быстро сошлись.
В любой гандбольной команде должны быть два балканца. Они и на площадке быстрее найдут общий язык, и в жизни один другого поддержат. Впрочем, это относится не только к представителям бывшей Югославии. К белорусам тоже, и к игрокам из других стран… А вообще в БГК нет разделения на своих и чужих. Мы все очень дружны.
— Теперь давай непосредственно о гандболе. Как он появился в твоей жизни?
— Я родился в Копере. В тех краях хорошие гандбольные традиции. Думаю, Деан Бомбач и Борут Мачковшек многим известны. И все мальчишки в моём классе играли в гандбол.
Мы соперничали на маленькой площадке в формате 4 на 4. Такой подход помог развить подвижность, индивидуальную технику. Было много турниров, и моя команда не раз в них побеждала. А потом, когда нам исполнилось 10 лет, мы перебрались на площадку классического размера и продолжили обучаться гандболу.
— Были варианты стать кем-то другим, не гандболистом?
— В течение двух лет я параллельно занимался баскетболом. Но потом пришло время определяться, и я выбрал гандбол.
Впрочем, баскетбольные навыки мне пригодились: координация, видение площадки, пасы.
— У тебя ведь спортивная семья?
— Да, мой отец играл в гандбол, и рядом с ним в 6 лет я впервые взял в руки мяч. Кстати, у Анетт папа — футбольный тренер, имеет лицензию УЕФА PRO. А её мама — бывшая гандболистка, выступала на высоком уровне.
— До Бреста в твоей карьере были этапы в Словении, Германии, Франции. Что тебе дал каждый из них?
— Я начал профессиональную карьеру в словенском "Копере", с которым трижды участвовал в Кубке ЕГФ. Потом перебрался в немецкий "Гроссвальштадт". Известный клуб переживал не лучшие времена, но с моим участием поднялся из третьей лиги во второй дивизион.
Следом был "Трамбле". Он выбыл в Д2. Вот там за один сезон мне не удалось помочь команде вернуться в элиту. Выступление за каждую из команд — это определённый опыт. С каждым новым переходом я рос, как игрок. И постепенно добрался до уровня такого клуба, как "Мешков Брест".
— Как получилось, что накануне прошлого сезона ты оказался без клуба?
— С "Трамбле" мы финишировали седьмыми во втором дивизионе. Впереди у меня был ещё год контракта. Я пообщался с руководством клуба, поинтересовался перспективами развития. И понял, что лодка плывёт в неверном направлении. А дальше попросил отпустить меня.
Предложения от новых команд не заставили ждать. Но это были варианты, похожие на те, которые уже проходил. А я хотел развиваться. Поэтому выжидал. Понятно, что это был риск. Но в итоге оказалось, что я поступил правильно.
— Как возник вариант с "Мешков Брест"?
— Когда я выступал за "Копер", эту команду тренировал Веселин Вуйович. Однажды он свёл меня с хорошим гандбольным агентом. И уже этот человек занимался моими карьерными вопросами. Он и предложил мне контракт с БГК. Я расценил это как хороший вариант для развития, и согласился.
— Прошлый сезон складывался для БГК непросто. Как ты переживал сложные моменты в жизни команды?
— Было тяжело. Не одному мне, всем. У нас был хороший подбор игроков. Но не удавалось выстроить систему, собрать нас в единое целое. Команда выглядела разрозненной.
— А потом мешковцев возглавил Эдуард Кокшаров, за плечами которого, между прочим, солидный словенский этап карьеры. Что изменилось после его прихода?
— Лично для меня здорово, что Кокшаров знает словенский язык. Более важно, что наш главный тренер разговаривает с игроками, спрашивает у них, что не так, что можно сделать иначе. Он открыт для общения с гандболистами, но окончательные решения, естественно, принимает сам.
Прошлой весной мы основательно поработали над многими компонентами гандбола, сплотились, стали командой. И благодаря этому выиграли титулы.
— Какие матчи, эпизоды за время выступления за БГК назовёшь самыми яркими?
— О, их было немало. Назову второй матч финальной серии чемпионата Беларуси. Мы играли дома после гостевой победы. И хотели развить успех. Тогда многое получалось и у меня, и у других ребят. И мы уверенно победили.
Хорошие моменты были в "финале четырёх" СЕХА-лиги. Там мне удались несколько запоминающихся опорных бросков.
— Как оценишь два с половиной месяца нынешнего сезона?
— В межсезонье ядро команды сохранилось. А те, кто добавился, нас только усилили. Считаю, БГК прогрессирует. Недавно качественно провели встречу с ЦСКА в СЕХА-лиге. По игре в обороне это был лучший матч в сезоне.
Конечно, всегда есть что улучшать. Над этим постоянно работаем на тренировках. Благодаря тренерскому штабу каждый игрок знает, что ему надо делать для достижения результата. И команда движется в правильном направлении.
— Недавно ты достиг отметки в 100 голов за БГК…
— Для меня не менее ценные результативные передачи. Я ведь разыгрывающий. И в ходе атакующих комбинаций мне надо каждый раз принимать решение. Если оно верное, а кто-то из партнёров забрасывает мяч, это доставляет мне не меньше удовольствия, чем мой персональный гол.
— Ты вспомнил про броски в "финале четырёх" СЕХА-лиги. Обратил внимание, что и в других матчах тебе удаются шальные попадания. В Словении этому учат в спортивной школе?
— Каждый бросок — особенный. Я стремлюсь в игре быть креативным. Соперники ведь готовятся к матчам, просматривают видео. И если не проявлять творчество на площадке, то тебя закроют наглухо.
Да, так мыслить меня научили в спортивной школе. А ещё в детстве у многих из нас были кумиры. У меня это Ивано Балич. И мы стремились им подражать. Наши тренеры такой мальчишеский подход поддерживали. И это тоже пошло на пользу.
— Твое мнение, за счёт чего в Словении с населением всего 2 миллиона человек так развиты популярные игровые виды спорта?
— Хорошие спортивные традиции были ещё в Югославии. А потом большая страна разделилась на несколько государств. Да, можно сказать, что Словения маленькая. Но отсюда ещё большее желание заявить о себе, показать себя миру. Это в нас воспитывали с детства — мотивация к успеху.
— С какими чувствами следишь за матчами сборной Словении по гандболу?
— Ещё раз напомню о своих хорватских корнях. И паспорт этой страны у меня есть. Я не заигран ни за одну из национальных команд. Моё дело работать, развиваться. А если поступит вызов из одной из этих сборных, то приму его с радостью.
— Ты говорил, что БГК — это отличная команда для развития карьеры. Как идёт процесс? Чего хочешь достичь в Бресте?
— Я уже выиграл с командой несколько титулов. Надеюсь, и дальше будем побеждать во всех турнирах, в которых участвуем!
Всегда стремлюсь к большему. Поэтому хотелось бы сыграть в составе БГК в Лиге чемпионов, проверить себя на высоком европейском уровне. Не знаю, как будут развиваться события. Но я человек позитивный. И в будущее смотрю с оптимизмом.
handballfast.com
Одним из героев недавнего матча СЕХА-лиги между минским СКА и московским ЦСКА стал левый крайний хозяев площадки Станислав Садовский. На его счету 7 мячей, что неизбежно рождает ассоциацию со второй встречей прошлогодней чемпионской серии ЦСКА и "Чеховских медведей". Тогда стремительный Стас играл за команду Олега Ходькова и помог закончить спор за золото уже в Чехове.
Принципиальность никуда не уходит, хоть у минчан постоянно меняется состав. Накал страстей не уходит, потому что молодые тоже хотят доказывать своей игрой, что они достойны основного состава. У них очень хорошая детская школа, и сейчас им просто нужно время. У них всегда есть замена уходящим игрокам.
В определенный период все мы с восхищением начали смотреть на западные методики подготовки, а свои отвергали, мол наша система устарела. Все бросились делать их упражнения, при этом забыли, что упражнение-то это именно Миронович туда и привёз, когда его тренировки снимали на видео во Франции, Германии, Испании. Потом слегка видоизменили, и сказали, что это испанское упражнение…
Врачи мне сразу сказали: "О гандболе забудь. Нереально". Да и я изначально иллюзий не питал. Восстанавливался, чтобы жить полноценной жизнью. Как обычный человек. Мыслей о возвращении в спорт не возникало. Но потом такая возможность появилась, и я за неё ухватился. Сделал всё, чтобы у меня получилось. Готов был тренироваться до умопомрачения.