Главный тренер женской сборной Беларуси по гандболу Валерий Певницкий подвёл итоги уходящего года.
— Валерий Петрович, вы много раз повторяли, что международная гандбольная изоляция нашей сборной на пользу не идёт. На ваш взгляд, на каком мы уровне на сегодня?
— Глобально, ничего не изменилось. Без международной практики, без игр, откатываемся не только мы. Российская сборная тоже много теряет в сложившейся ситуации. Хотя позиции России в мировом гандболе гораздо сильнее наших. И ближайшее время нам предстоит вновь играть с россиянками. И им надоело с нами играть, и нашим девчонкам надоело проигрывать. Постоянную критику в свой адрес слушать утомительно. Мы хотим играть с европейским соперником, равным нам по силам. Все остальные страны бывшего СССР с нами как-то не хотят играть. Находят разные причины, уходят от прямого диалога. Их можно понять: у них своя жизнь, своё развитие, чемпионаты Европы, Азии. Там развивают гандбол и, по большому счёту, проигрывать нам они не хотят. Я считаю, что на постсоветском пространстве мы сейчас второй командой по силе являемся после России. Но российская команда настолько нас сильнее, что, подводя итоги года, становится просто грустно. Неприлично столько проигрывать в гандболе. Повторюсь, нам нужны соперники не только из топ-5 в мире, коей являются наши восточные соседки, но и соперники, сопоставимые нам по силам. С ними мы сможем показать белорусскому болельщику свои умения, как-то заинтересовать зрителя победами.
— Поэтому сборная в сезоне, в том числе, встречалась и с российскими клубами?
— И с клубами, и с молодёжной сборной России. Там, во всяком случае, получалось выигрывать. Скажу банальную вещь: чтобы тренироваться лучше и развиваться, нужны победы. Часто проигрывать нельзя. Это ведь как у детей. Когда я только начинал работать тренером, мои десятилетки как-то проиграли очень крупно. После этого ребята просто не хотели дальше заниматься гандболом. Зачем, если победить не можем, играть не умеем? Пусть это сравнение не совсем корректное, но я считаю его справедливым в данной ситуации. Чтобы развивать спорт, команду, двигаться вперёд, нужно выигрывать. Но те, у кого мы могли бы выиграть, с нами играть не хотят.
— Вы как-то говорили, что на личном уровне можно договориться о товарищеских играх со сборными...
— Думал так раньше, но личные связи сейчас совсем не проходят. Вроде на старых контактах можно договориться, но нам же нужно официальное приглашение. А его никто в данных условиях делать не будет.
Но через представительство торгово-промышленной палаты Италии в Беларуси, пришло приглашение на турнир в этой стране. В организации считают, что Беларусь является перспективной площадкой распространения торговых связей на всём постсоветском пространстве. Они сами к нам обратились, заключили договор в Минспорта. Мы с оптимизмом смотрим на это. Надеюсь, на таком высоком уровне ничего не сорвётся и Италия в сентябре нас примет. Надеюсь, что в следующем году мы сможем сыграть и с Китаем, и со сборной Италии. Устал повторять, что смотрим на Казахстан, Азербайджан — это страны, где развивают женский гандбол. Игры с московскими командами в следующем году мы также не исключаем.
— В 2025-м году ждёте возвращения в международную семью или надежд давно нет?
— Всё, конечно же, будет зависеть от ряда факторов. Знаете, что меня больше всего смущает в ситуации с возвращением? Нас Европейская федерация гандбола уже давно предупредила о том, что все пулы сборных на ближайшие два года расписаны. И, чтобы попасть в европейскую квалификацию, нам нужно пройти пре-квалификацию и вновь встретиться с россиянками. Хотим мы этого или не хотим. У женской и мужской сборной ближайшим соперником после допуска будут россияне. И это даже не квалификационный отбор будет! Мы обязательно всех порвём, осталось только обыграть Россию (смеётся).
— Вы часто ругаете нашу молодёжь. Неужели всё так плохо у нас с женским гандболом?
— Знаете, оптимизма здесь, действительно, немного. Полтора года назад я собрал сборную нашей молодёжи, без легионеров, без взрослых спортсменок. При этом питая надежды, что этой молодёжью мы через три-пять лет уже будем достойно играть против России. Но там совсем детский сад. Раньше в 17-18 лет девушка была взрослой ментально, крепкой физически, самостоятельной. Сейчас — один инфантилизм. Поэтому иллюзии свои после этого я поубавил.
Сейчас из-за нехватки игроков и расширения внутреннего первенства, молодёжь чаще стала играть в чемпионате страны. И что из этого выходит? В чемпионате просто повальные травмы! Оказывается, что девчонки в 16-17 лет не готовы к таким нагрузкам. Половина из той молодёжи, которую я присматривал на учебно-тренировочных сборах, в ходе чемпионата выбывала на год. Причина банальна: плечи, "кресты". Это значит, что организм наших спортсменок не готов к взрослому спорту.
— В связи с этим вы не чувствуете какой-то зависти к тому же Юрию Шевцову, у которого и молодёжь шикарная подрастает, и вся мужская сборная является очень сильной?
— У нас, действительно, получается так, что при отборе и комплектовании юниорских сборных, мужские команды посильнее. В областных центрах мы ещё можем как-то удерживать планку, но в регионах наши девочки уезжают в погоне за хорошей жизнью, за призрачными "прынцами". Много девчонок после 9-го класса просто бросает спорт, а как раз в этом возрасте начинается комплектование сборных. А комплектовать их не из кого. На всю страну — 80 гандболисток. Выбор настолько ограничен.
У мужчин в регионах ребят пока ещё хватает, хорошо работает училище олимпийского резерва. Конкуренция у них намного выше. Поэтому, когда юноша выходит после четырёх лет обучения в УОР, он уже готовый гандболист, хорошего уровня и качества. Он четыре года тренировался в среде лучших юных гандболистов страны.
Поэтому к мужской сборной у меня немного есть зависть, по-доброму.
sport5.by
Цюрих. При упоминании этого славного города глаза у присутствующих зажигались особенным блеском. Вы же помните культовую польскую комедию "Ва-банк-2" и обаятельных мошенников, которые стремились туда всеми фибрами души? Так вот — лучший игрок белорусской сборной на "Играх дружбы", голкипер Вячеслав Солдатенко живёт в этом швейцарском городе уже третий год, совсем неплохо себя там чувствует и менять нынешнюю прописку не собирается. Во всяком случае — пока.
Оба матча были разными по своему содержанию, — пояснил Юрий Шевцов. — Первый мне не понравился, слишком много там было брака и потерь на ровном месте. Второй получился гораздо лучше, но, если суммировать все впечатления, надо сказать, что команда — это работа не только на площадке, но и за её пределами. И я в очередной раз убедился, что команда у меня есть, она сплочена общими целями, мы все вместе движемся в нужном направлении.
Тренерам национальной сборной выделяют всё меньше и меньше времени для подготовки к определённым состязаниям. Наиграть что-то новое мы не смогли. Главная задача состояла в том, чтобы вспомнить игровые связи и встроить в систему защиты и нападения игроков, которые добавились в команду по сравнению с ноябрьским турниром в Могилёве. В частности, в состав был подключён зенитовский разыгрывающий Олег Луня.
Наш год может считаться удовлетворительным. У нас появилось несколько новых команд и в мужском, и в женском чемпионатах. У нас три сборные: одна находится в Европе, вторая в России и третья у нас. Все с удовольствием приезжают и играют за сборную. Они понимают, какие сегодня поставлены задачи.