Председатель Белорусской федерации гандбола Владимир Коноплёв подвел итог гандбольного сезона, рассказал об участии новых команд в SEHA-лиге, уровне сборных команд, а также о возвращении на международную арену.
— Как вы оцените работу главного тренера Дмитрия Никуленкова целый сезон, учитывая последний матч года, где СКА не смог выйти в финал SEHA-лиги?
— Как будто бы вы ставите SEHA-лигу выше нашего чемпионата, а это всего лишь турнир. Он важный, но не самый главный. Самый главный — это чемпионат, который длится на протяжении всего спортивного сезона. И что такое СКА? И что такое БГК? Это совершенно два разных клуба. БГК — это купленный клуб, это сплав наших игроков и балканцев, плюс россияне. СКА — это из года в год ребята, которые играют именно своими силами, которые из маленьких детей вырастают звездами. СКА, могу сказать, донор, как на Запад, так и на Восток. Смотрите, если взять Восток, только в одном "Зените" будет в следующем сезоне играть семь игроков, и все они выступают в сборной. Двое стали чемпионами России, это Гирик и Рудь в команде ЦСКА. Семь игроков, тоже лучших, выступают на Западе. Поэтому нашему Шевцову можно сборы проводить как в России, так и на Западе, даже не приезжая в Беларусь, а только вызывая. Гайдученко, Бохан, Королёк, Самойло, который стал чемпионом Польши. Никуленков и Шилович живут на старом багаже, который создал Папруга. Белявский, Хмельков и другие ребята — огромный труд Игоря Папруги, который сейчас работает в Китае. Но надо отдать должное, что Никуленков и Шилович стараются, они грамотные ребята, у них все получается, и ни одна из игр, в которых победил БГК, не далась как проходная игра. Везде была борьба, часто в один, два мяча.
— За счёт чего СКА удаётся держать такой высокий уровень и растить новых игроков?
— Здесь большая заслуга руководства клуба во главе с Андреем Крайновым, который сделал целую систему. Уже не помню, сколько сотен ребят занимается в его клубе. Сейчас он, кстати, и девочек к этому делу приурочил. Думаю, что доживем до того времени, когда будет и женская команда СКА. Это очень планомерная работа. Это работа с детьми, юношами, подростками, сотнями ребят, и организация многих турниров. Вы видите, Крайнов на протяжении года проводит несколько турниров, куда приезжают ребята из многих уголков России.
— Как оцените позиции других белорусских клубов?
— Обидно, конечно, за "Гомель". Почему обидно? Естественно, команда молодая. И думаю, они еще свое возьмут. Но имея такой кадровый руководящий состав по линии гандбола, и в целом спорта в Гомельской области... Там же руководитель управления по спорту гандболист. Понимаете?
И вот за эти практически двадцать лет они вперед не шагнули. Да, у нас была гомельская команда, которая завоевывала первые места, кубки, это хорошо. Но если брать развитие детского гандбола, у нас как был сам Гомель, как был Рогачев, так и остались. А такие крупные города, как Жлобин, Мозырь, Светлогорск, Калинковичи, где есть хорошая спортивная инфраструктура, где школы, спортивные залы, где население больше, чем 100 тысяч, там, как не было ничего, так и нет. А это ведь работа местной власти, местных спортивных руководителей, потому что у них ведь в регионах, как Президент говорил, деньги, и они должны быть первооткрывателями всего нового. К сожалению, это работа в Гомельской области завалена, о чем говорил на исполкоме и ставил соответствующие задачи.
— Какой из белорусских клубов мог бы заявиться в SEHA-лигу в следующем году?
— Не знаю, не буду предвкушать эти события, потому что за все надо платить деньги. Если волейбол был, то за арену платили деньги. SEHA-Лига, с одной стороны, хорошо для нас, но она тоже считает каждую копейку. Особенно не видел такого разгона, чтобы они шли, чтобы нам где-то в чем-то хотели помочь. Попросил, говорю: "Ребята, все-таки "Газпром", мы вам рекламу тоже делаем, хотя вы уже прорекламированы на весь мир, купите вы это несчастное покрытие гомельской команде". Если могилевский губернатор пошел нам на встречу, то гомельский нет, денег не нашли. А это 50 тысяч евро. Конечно, это деньги, но они не такие уже неподъемные. Поэтому не знаю. Как я считаю, БГК и СКА, понятно, а третьей командой должен быть "Кронон". Стыдно будет гродненцам, если для своей команды не найдут зал, и не выполнят те условия, которые нужны для выступления в SEHA-лиге.
По поводу молодежки, у нас здесь свои планы. В следующем году она будет играть на базе в Дзержинске. Спасибо губернатору Минской области, там открывается прекрасный спортивный комплекс. И мы тогда, как говорится, посадим эту команду на время. Хотя у нас планы были, и они остаются, потому что Дзержинск — молодой город, там гандбола никогда не было, но там есть комплекс. А Слуцк — это родина наших олимпийских чемпионов. Поэтому в перспективе думаем сделать хорошую команду, чтобы там играла.
— Как вам сезон в исполнении женской и мужской сборной Беларуси?
— Про женскую команду я быстро. Мы ей задач больших не ставили, там поехали игроки не старше 23 лет, половина команды были наши юные гандболистки, которым даже 18 лет не исполнилось. Для нас важно участвовать в международных турнирах, и мы едем туда, куда нас зовут. Иран — это не худшая страна, что касается гандбола, поэтому мы рады, потому что смогли побывать там, ощутить, что такое не только ближнее, но и дальнее зарубежье, ощутить, что такое мусульманская страна, какие там обычаи. Это все развивает, в любом случае, наших игроков.
Что касается мужской сборной, выступлением нашей команды довольны, хотя ни на одной игре не было полноценного состава. То Вайлупов травмирован, то Алёхин, то Королёк, Бохан не смог заявить о себе на этих играх. Тем не менее достойно сыграли и благодарны россиянам, что они согласились. В этом году Россия вышла инициатором, и мы её сразу же поддержали, у нас хорошие отношения с Шишкарёвым Сергеем Николаевичем, руководителем не только Федерации гандбола, но и заместителем председателя Олимпийского комитета России. Они вышли с предложением поработать со странами Ближнего Востока, Персидского залива. Это Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, ряд других стран, и тот же самый Иран, и организовать выездной турнир.
Если они согласятся, один тур мы проводим в Москве, один тур может быть в Катаре, или в Бахрейне, один тур — в Минске. Вот как раньше выездные соревнования были для команд, когда был большой Советский союз. Получится — хорошо. Если не получится, у нас всегда есть время в запасе, чтобы поговорить. И Россия большая, и Беларусь гандбольная немаленькая. Мы можем предложить им новые города Беларуси. Здесь хорошие спортивные площадки для игры. Думаю, они то же самое сделают и нам. Может быть, сделать так, чтобы и юниоры, и молодежка, и мужская сборная играли одновременно в один день. Чтобы мы посмотрели, какие у нас резервы. Но это так, наши мысли на будущее.
— Какая ситуация на данный момент с возвращением наших сборных на международную арену?
— К сожалению, обидно за трусливую позицию международных федераций. Смотрю на футболистов и просто радуюсь за них, понимаете? Потому что у них есть возможность играть в отдельном виде спорта. Там не побоялись руководителей. Не понимаю, почему наши ссылаются на отмашку от Баха? Нам уже надоело писать письма, вести телефонные переговоры, как говорится, воз и ныне там. Но это не по нашей вине.
— Сыграют ли наши женские команды международные матчи в следующем сезоне?
— Когда говорю о наших женщинах, девушках, с одной стороны, радует то, что мы перестали проигрывать россиянкам на уровне сборных с большим счетом. И все борются, как говорится, до последней минуты. Борьба даже сильнее, чем когда играют мужчины. Но уровень и класс у нас еще не достиг российского, поэтому им, в очередной раз повторю, просто не интересно с нами играть. И уже сказал, что попрошу, естественно, Сергея Николаевича Шишкарёва, чтобы осенью он к нам прислал дубль ЦСКА, чтобы они сыграли с нашим дублем БНТУ, "Гомеля", "Городничанки", чтобы они начали прогрессировать. Просто посмотреть, чем занимаются наши тренеры. Здесь не нужна никакая аналитика. Как Миронович говорил, и всегда повторяю его слова, чтобы выигрывать надо быстрее всех бегать, сильнее всех бросать, дальше всех прыгать. Потом уже все финты и техника придут.
— Как вы считаете, кто следующим из белорусов после Рутенко выиграет гандбольную Лигу чемпионов?
— Мы за любого из ребят будем рады. И за Королька, и за Вайлупова, и за Самойло. Уже прекрасно то, что ребята играют в командах, которые участвуют в Лиге чемпионов. И когда приезжают в Беларусь, и тренерам могут оказать помощь, где-то подсказать. Потому что Лига чемпионов — это самый престижный турнир в мировом гандболе. И, естественно, там есть чему поучиться. Очень хорошо, что наши ребята не только в теории, но и на практике проходят это обучение, — сказал Коноплёв в интервью "Итогам недели".
sport5.by
Одним из героев недавнего матча СЕХА-лиги между минским СКА и московским ЦСКА стал левый крайний хозяев площадки Станислав Садовский. На его счету 7 мячей, что неизбежно рождает ассоциацию со второй встречей прошлогодней чемпионской серии ЦСКА и "Чеховских медведей". Тогда стремительный Стас играл за команду Олега Ходькова и помог закончить спор за золото уже в Чехове.
Принципиальность никуда не уходит, хоть у минчан постоянно меняется состав. Накал страстей не уходит, потому что молодые тоже хотят доказывать своей игрой, что они достойны основного состава. У них очень хорошая детская школа, и сейчас им просто нужно время. У них всегда есть замена уходящим игрокам.
В определенный период все мы с восхищением начали смотреть на западные методики подготовки, а свои отвергали, мол наша система устарела. Все бросились делать их упражнения, при этом забыли, что упражнение-то это именно Миронович туда и привёз, когда его тренировки снимали на видео во Франции, Германии, Испании. Потом слегка видоизменили, и сказали, что это испанское упражнение…
Врачи мне сразу сказали: "О гандболе забудь. Нереально". Да и я изначально иллюзий не питал. Восстанавливался, чтобы жить полноценной жизнью. Как обычный человек. Мыслей о возвращении в спорт не возникало. Но потом такая возможность появилась, и я за неё ухватился. Сделал всё, чтобы у меня получилось. Готов был тренироваться до умопомрачения.