Каких побед рассчитывает достичь женский гандбольный клуб «Ростов-Дон» в текущем сезоне, каков бюджет команды на сезон, и увидим ли мы воспитанниц клуба в основном составе? Развернутые ответы на эти и другие вопросы в интервью газете «Ростов официальный» дал генеральный директор клуба Антон Ревенко.
- Антон Николаевич, давайте начнем с задач на сезон. В каких турнирах должна победить команда?
Задачи у нас традиционные, они переходят из сезона в сезон, и мы их практически не озвучиваем. Это победить во всех соревнованиях, в которых мы участвуем.
- Не будут ли столь высокие задачи давить на игроков?
Дело в том, что по моему опыту, лучше сразу поставить задачи, чтобы игроки с этим свыклись и понимали. Это лучше, чем корректировать поставленные цели в течение сезона. В конце концов, если изначально миссия определена как «дойти до финала», то попав в него уже придется говорить, что теперь задача – выиграть. А в сознании игроков уже сидит понимание выполненной задачи, и непонимание того, что появилась новая. Поэтому надо быть честными с игроками, клубом и болельщиками. Нужно чтобы гандболистки и тренеры уже летом с этой мыслью свыклись, а осенью уже начали играть на победу.
- Как клуб функционирует в условиях того, что помимо участия в ряде турниров является и донором игроков для сборной?
На нас еще лежит ответственность относительно сборной России. Потому что от 4 до 8 игроков представителей нашего клуба бывают в сборной, и получается, что на девочек ложится не просто большая, а очень большая нагрузка. В те моменты, когда другие клубы имеют возможность перегруппироваться, отдохнуть, подтянуть молодежь, у нас половина команды в сборной России. Другая часть игроков может быть в своих сборных. И ты даже не можешь обеспечить нормального тренировочного процесса, потому что нарушены все связи. В сборные – то забирают лучших.
- Как отметили победы прошлого сезона и как прошло межсезонье?
Межсезонье прошло традиционно - нормально. Я очень сожалею, что у нас был плотный график. У нас прошлый сезон был триумфальным, мы выиграли все 4 кубка в которых участвовали, а у нас даже не было возможности собраться с командой и это как-то осмысленно отметить, поговорить об этом и порадоваться этим победам.
После победы в Кубке ЕГФ мы не имели ни возможности, ни времени и моментов отметить эту победу, потому что мы сразу же готовились к финальным матчам Чемпионата России. После этого мы уже готовились к «Финалу Четырех» Кубка России. Последняя наша игра произошла в субботу, когда мы и выиграли Кубок России. На этом у нас сезон закончился. После этого мы уже могли вздохнуть, потому что задачи, которые перед нами ставили болельщики, руководство, город и область мы выполнили. Но после этого осталось одно воскресенье, которое ушло на то, чтобы осознать наши достижения. А в понедельник 6 человек уехали в сборную России. Праздновать победы без фактически половины команды – это неправильно. Кроме того, у нас играют представительницы сборной Бразилии, Франции, Испании, и сейчас пришла Катарина Булатович (сборная Черногории), которые тоже разъехались. Соответственно, оставшиеся девушки получили отпуск. Остались только я и Денис (Давыдов – пресс-секретарь клуба – прим РО).
- Ну а игроки отдохнуть успели?
Я думаю, да. Этот сезон был для девчонок проще чем прошлый, потому что прошлый был олимпийским. Естественно, после окончания чемпионата страны 2015/2016 у игроков было всего три дня и всех забрали в сборную. И девочки вернулись в команды уже после окончания Олимпиады - после 20 августа. А в сентябре уже начались чемпионат с Лигой Чемпионов, клубы начали требовать решения своих задач. Я думаю, частично это причина того, что мы не смогли найти свою игру осенью и в начале зимы сезона 2016/2017. Причина в том, что многие девчонки играли не просто на большом перегрузе, а просто на грани своих возможностей физических и моральных. На Олимпиаде ты стоишь на пьедестале, потом тебя с почестями встречают в Москве, затем тебя поздравляет президент страны Владимир Владимирович. Очень сложно после этого ехать в Ижевск и сражаться. Оказалось, что самый полезный игрок Олимпиады Анна Вяхирева несколько месяцев играла с травмой - с осколком от кости, которая стала для нее хронической. Это за гранью человеческих возможностей.
- Как у нее сейчас дела?
Сейчас, тьфу, тьфу, тьфу, восстанавливается и все хорошо. Очень хорошо, что получилось для нее организовать паузу и мы не стали применять медицинские полумеры – где-то перемотать, заморозить, намазать, уколоть. Мы приняли решение, что она не будет играть в клубе, но мы сделаем ей хорошую операцию, чтобы она в следующем сезоне уже могла быть во всеоружии. И надо понимать, что Анне Вяхиревой и Дарье Дмитриевой во время Олимпиады на тот момент было по 21 году. За такими игроками будущее и если мы сейчас их не будем лечить охранять и лелеять, то будущего может не быть ни у игрока, ни у клуба, ни у сборной.
- В этом сезоне мы Анну увидим?
Конечно.
- Насколько серьезны селекционные потери по игрокам, которые нас покинули и довольны ли приобретениями? Смогут ли новички стать достойной заменой?
Мы надеемся, что новички вписываются в команду. Сама команда – это живой организм, а женская команда – это вдвойне живой организм. Селекцию мы делали точечную, потому что на данный момент, и это я могу сказать точно, мы самый стабильный клуб в России и один из самых стабильных клубов в Европе. Состав, у нас переходит из года в год. Плакаты с изображениями игроков, висящие во дворце спорта, мы уже четвертый год не меняем. Их стоило бы менять, потому что люди меняются, но у нас все те же.
- Это же хорошо.
Да, хорошо. Во-первых, команда сыгрывается. Во-вторых, коллектив стабильный. И это показывает и уровень нашей работы – клубной. Значит, людям здесь все нравится, а игроки не хотят уезжать в другое место. Селекция была точечная. Два игрока, которых мы привезли – Марина Судакова и Оксана Цвиринько – уже до этого у нас играли. Марина вообще считается домашним игроком. Мы взяли Катарину Булатович на место правого полусреднего. Надеемся, что общая задняя линия с ее приходом совсем по-другому заиграет. Потому что Булатович – это опасность, для соперника, означающая, что гол может прилететь откуда угодно. Поэтому и соперники будут играть в другую оборону.
- Расскажите о новом вратаре.
В связи с тем, что играем на стольких многих направлениях – 4 турнира плюс сборная – это большая нагрузка, плюс возможны микротравмы, то нам необходим был третий вратарь очень хорошего класса. А на место Катрин Лунде (норвежский вратарь, покинувшая команду, прим «РО») мы взяли Маиссу Пессоа (Бразилия). Мы давно разговаривали с Маиссой. Это были длительные переговоры, которые шли не один год. Наши два вратаря – Анна Седойкина и Галина Мехдиева нас полностью устраивают, я считаю их большими профессионалами. И Маиссу я считаю очень хорошим вратарем. Хорошо, что она знает Россию, так как играла в «Динамо» (Волгоград). Ее позиция чуть-чуть авантюрная: «я еду в Россию за приключениями». Она подходит к философии нашего клуба, так как гандбол – это не просто спорт, это игра для зрителей, драйв и эмоции. А эти эмоции она может дать как команде, так и зрителям и клубу.
- Почему ее раньше не удалось привлечь и что стало решающим сейчас?
(задумывается) Не то, что не удалось привлечь. У нас просто были процессы переговоров и где-то мы не сходились на каких-то позициях. Мы давно друг другу что-то говорили, намекали, но в деталях не сходились. Плюс время идет и все меняется. Вот, например, Анна Седойкина 2 года назад в июле приняла решение уйти из «Динамо». Появился игрок с русским паспортом, большой историей и титулами. Понятно, что когда такой игрок появляется на рынке, мы переориентируемся на него, а другие переговоры просто останавливаются. С Маиссой не было никогда, чтобы мы не хотели совместно поработать, просто где-то «не созрели» друг для друга.
- Сейчас созрели?
Да, сейчас созрели.
- Селекция проходит по рекомендациям тренера? Эти приобретения – это его пожелания?
Однозначно - да. Понятно, что на российском рынке игроков у меня информации больше, и я ее доношу до Фреда (Фредерик Бужан – главный тренер, прим «РО»). У Фреда есть информация европейская. Мы сели обсудили, но решение принимает тренер.
- Еще какие-то приобретения будут?
Мы не остановили подписную кампанию. Возможно, нам понадобится еще один человек задней линии. У нас эта работа ведется и регламент позволяет нам это делать, потому что сейчас ограничений до осени нет.
Воспитанницы клуба
- Приглашение иностранцев и опытных игроков - это работа на сиюминутный результат. А что с воспитанницами клуба? Есть ли в молодёжной команде игроки, которых уже можно привлекать к основному составу?
Недавно мы разговаривали с главным тренером по этому поводу. Он сказал, что для него это тоже очень важно. На сегодняшний момент мы будем активно привлекать трёх игроков дублирующего состава: Валерию Маслову (16 лет), Анастасию Дульеву (17 лет) и Ангелину Бурмистрову (15 лет) к тренировочному процессу и к игровому. Меня очень радует, что это три ростовчанки. Недавно в донской столице проходил финал VIII летней Спартакиады учащихся России по гандболу. Мы заняли четвёртое место среди игроков 2001 года рождения. Лучшим игроком была признана Маслова - левша с хорошими антропометрическими данными, отличными броском и видением площадки.
- То есть молодёжному составу будет уделяться повышенное внимание?
Мы договорились с Фредом (Фредерик Бужан - главный тренер. - Прим «РО».) больше внимания уделять дублю. Нужно, чтобы игроки как можно чаще пересекались в тренировочном процессе. Контроль над работой молодёжной команды необходим. Не должно быть большой разницы между физической подготовкой первой и второй команды. Понятно, что есть разница в возрасте, навыках, умении и опыте. Но физподготовка должна находиться примерно на одном уровне, чтобы мы всё время могли варьировать состав, привлекая игроков дубля. В Лиге чемпионов это сделать сложно, там каждый мяч имеет свою цену, причём очень дорогую. Но в играх чемпионата страны будем это делать обязательно. Болельщики увидят во Дворце спорта наших воспитанниц.
- Очень хорошо, что вы упомянули про Дворец спорта. Про него уже много сказано и написано. Резюмируйте, как именно будет складываться проведение домашних матчей для «Ростов-Дона» в текущем сезоне и в последующих, так как ремонт Дворца спорта будет длиться не один год. Можно ли говорить, что, пока не построят новый гандбольный комплекс на левом берегу Дона, клуб будет играть именно во Дворце спорта?
Да, матчи будут проходить в действующем Дворце спорта, где мы всегда играли. А новый комплекс сейчас в стадии проектирования. Я видел эскизные проекты. Он достаточно современный и красивый. Так как спорткомплекс планируется разместить рядом со стадионом «Ростов-Арена», то нехорошо будет, если во время чемпионата мира там будет вестись стройка. Поэтому строительство комплекса не сможет начаться раньше, чем закончится турнир. А после того, как его сдадут в эксплуатацию, мы переедем туда.
- «Переедем» полностью? То есть и тренировочный процесс, и игры будут проходить в новом месте?
Тренироваться продолжим здесь (разговор проходил в спорткомплексе «Олимп» на Сельмаше. - Прим «РО».), а новый спорткомплекс будет именно основной игровой площадкой. Как только мы туда переберёмся, во Дворце спорта начнётся реконструкция. По-хорошему для гандбольного клуба назрело строительство базы где-то в районе левого берега, но мы не можем сейчас распыляться на несколько проектов. Сначала нужно разобраться с действующим Дворцом спорта, потом переключаться на новый. Может, после этого мы поэтапно дойдём и до базы. Всё это нужно будет делать совместно с правительством Ростовской области и администрацией Ростова-на-Дону, потому что одни мы такой проект не потянем. Это должен быть центр с наличием нескольких тренировочных полей (в том числе детских), который будет максимально близко находиться к игровому залу вместе с офисными помещениями, помещением для реабилитации игроков.
- А вы принимаете участие в создании этого спорткомплекса? Передаёте свои пожелания?
Инвестором нового комплекса выступает Иван Игнатьевич Саввиди (председатель совета директоров ООО «Группа Агроком». - Прим. «РО».). Ещё не создана, но в стадии становления рабочая группа, куда будет входить также гандбольный клуб. Мы не строители и не даём советы, какие использовать сваи или арматуру. Но Иван Игнатьевич сказал, что требования к площадке будет предъявлять гандбольный клуб. Как удобнее заходить, выходить, размещаться, играть и всё остальное. В Европе современных комплексов достаточно много и требования ясны: как разделить людские потоки, как сделать, чтобы игроки не соприкасались со зрителями и многое другое.
- Этот комплекс будет чем-то выгодно отличаться от европейских? Так, чтобы удивить большие клубы, которые будут сюда приезжать. Или это будет хороший, качественный и современный стандартный спорткомплекс?
На сегодняшний момент нас бы удовлетворил современный стандартный спорткомплекс. Но, насколько я знаю, перед проектировщиками стоит задача сделать так, чтобы он ещё чем-то отличался, имел «ростовскую изюминку». Как это будет выглядеть, ещё непонятно, но хочется, чтобы он чем-то выделялся. Тем более он будет находиться в спортивном кластере, через дорогу от стадиона. Нужно, чтобы действительно все приезжали и говорили: «Вах!»
- Нет ли идеи сделать эту новую площадку основной для сборной России?
За сборную мы не отвечаем, но могу сказать как член исполкома Союза гандболистов России: сборная должна быть без основного места прописки. Её прописка Союза гандболистов России: это Российская Федерация. Сборная должна в целях развития и популяризации гандбола отборочные матчи и подготовку проводить в разных городах. Приезд сборной в Ростов-на-Дону для нас - всегда событие. И мы организовываем мастер-классы, встречи с болельщиками. Плюс сейчас есть олимпийское наследие: наши олимпийские чемпионки приезжают и играют в сборной. Это большой стимул для детей, которые занимаются в спортивных школах: прийти, потренироваться, взять автограф и почувствовать, что ты тоже можешь стать олимпийским чемпионом. Поэтому моё мнение как члена исполкома - привязывать к определённому городу сборную не надо.
- Это ваше мнение как члена исполкома, а что думаете об этом как руководитель клуба?
Мероприятия сборной заранее известны. В рамках года это отборочные игры чемпионата мира или Европы, отборы на Олимпиаду. Эти переезды не слишком затратные. Игры можно проводить в Астрахани, Краснодаре, Тольятти, Ростове. Из этого нужно извлекать максимальную пользу для популяризации нашего вида спорта.
- Как в этом году будут складываться дела с телетрансляциями матчей «Ростов-Дона»?
Интернет-трансляции мы постоянно организовываем. Практически все наши европейские игры транслируются на тематических каналах «Матч ТВ». А когда удаётся договориться, то нас показывают и на федеральном канале «Матч ТВ». В связи с тем, что осенью мы будем выступать в Лиге чемпионов, сделаем всё, чтобы попадать на федеральный канал.
- Каков бюджет гандбольного клуба и какой он в сравнении с другими клубами Европы?
У нас нет чётко утверждённого бюджета. Если говорить о порядке цифр, это примерно 250 млн рублей. В сравнении с сильными европейскими клубами мы находимся где-то в середине.
- То есть бюджет не самый большой в Европе?
Не самый большой - это однозначно! Нужно понимать, что есть расходы, которые не несут европейские клубы. У нас большая доля расходов - это переезды. Чтобы добраться в Будапешт на матч Лиги чемпионов или в Ижевск на игру чемпионата России, нам всё равно нужно всей командой сначала лететь в Москву, поэтому билеты стоят примерно одинаково. Возьмём чемпионат Венгрии. Это лучший европейский чемпионат - номер один в женском рейтинге (на втором месте - Дания, на третьем - Россия. - Прим «РО».). Там небольшие расстояния, команда садится в автобус и через пару часов приезжает к месту проведения матча. Дорожные расходы минимальные. Ещё у нас есть расходы по арене. Дворец спорта - это ледовая арена и монтаж паркета, который проводится всегда в ночь за сутки до игры, - дорогостоящее мероприятие.
- Какие источники финансирования и кто является спонсором клуба?
Мы чувствуем поддержку со стороны губернатора области Василия Голубева и главы администрации Ростова-на-Дону Виталия Кушнарёва. Хочется также выразить благодарность Ивану Саввиди, Константину Бабкину (президент ООО «Новое Содружество»), Олегу Петухову (генеральный директор АО «Евразийский» - управляющий организации «Ростовводоканал»). Основные источники - это бюджеты области и города, группа компаний «Агроком», «Ростсельмаш» и «Водоканал».
- Среди них есть какой-то якорный спонсор, который даёт больше остальных?
Больше всего выделяет средств «Агроком».
- Есть ли проблемы с поиском спонсоров?
Конечно, есть. В очередь спонсоры не выстраиваются. Нынешнее законодательство и нормативные акты не помогают вкладываться в команду людям, которые любят спорт и понимают, что он важен для детворы, которая растёт в нашем регионе. Например, «Ростсельмаш» делает в клуб учредительский взнос. Этот взнос компания делает из чистой прибыли. То есть до этого «Ростсельмаш» платит все налоги, включая налог на прибыль. Кроме того, доходы клуба облагаются НДС, хотя мы ничего не производим. Мы честный клуб и являемся серьёзным налогоплательщиком. Порядка 40 млн рублей в год платим только НДС. Это внушительная сумма. Европейские клубы не обременены такими расходами.
- На что идут бюджетные средства?
Есть постановление губернатора, которое регламентирует, на что мы можем их тратить. Это организация и проведение сборов, закупки спортивного оборудования, аренда спортивных площадок для организации тренировок, соревнований. Проезд и/или перелёт к месту проведения соревнований и сборов. Мы не имеем права тратить эти деньги на зарплаты.
«Ростов-Дон» в сезоне 2016/17 впервые за 27 лет завоевал Кубок Европейской гандбольной федерации – второй по значимости турнир в Европе.
Донская команда во второй раз за последние три года выиграла золото национального чемпионата.
Победа в Кубке России оказалась четвертой за последние 6 лет.
Победу в Суперкубке России удалось одержать второй год подряд.
rostovhandball.ru
Одержаны две в целом убедительные победы. В команде не случилось травм ключевых игроков перед решающими матчами. Не пришлось задействовать скрытые ресурсы. Ещё и Алексей Соколов дебютировал в Суперлиге. А всё равно, как в том анекдоте, осадок остался… "Чего ж тебе ещё надо, собака?" — можно задать вопрос вашему обозревателю голосом Юрия Яковлева из киноклассики.
Сначала вернёмся к полуфиналам. Не знаю уж, почему "Астраханочка" играла второй (то ли это определялось жеребьёвкой, то ли у хозяев было право выбора, но они надеялись привлечь больше болельщиков на трибуны), но в результате "Ростов-Дон" провёл матч против "Лады" в экономрежиме, не получив должного сопротивления, зато заимев лишние три часа отдыха.
На вроде бы ничего не значащий в турнирном плане матч (обеим командам остаётся готовиться к переходным матчам: СГАУ-"Саратов" уже не догнать) в Волгограде собралось более 500 зрителей. Надо полагать, пять с лишним сотен истинных поклонников гандбола. Если бы не любовь к игре и родной команде, этот праздничный и очень тёплый день они могли провести в семейном кругу за обедом или насладиться прогулкой на свежем воздухе.
Напряжённая четвёртая ничья в сезоне во встречах между ЦСКА и "Пермскими медведями" обернулась выяснением отношений с помощью 7-метровых, после которых при любом исходе проигравший заслуживал всяческого сочувствия. Победителя определил последний бросок в серии. Вадим Богданов отбил мяч, посланный в его ворота Артёмом Пономарёвым, и принёс армейской команде пропуск в полуфинал, где красно-синих снова ждут "медведи", теперь уже из Чехова.