Сезон-2024/25 получился для "Пермских медведей" не самым триумфальным — даже в топ-4 уральцы ни в одном из турниров не пробились, хотя в Суперлиге, например, находились от этого в одном (!) броске.
— Валентин Игоревич, после драмы в ответном четвертьфинале с ЦСКА находился от вас буквально в паре метров, но подходить, конечно, не стал — вы сидели на скамейке с абсолютно отрешённым видом, весь в себе… Попробую спросить сейчас: что тогда чувствовали?
— Честно: тяжело что-то вспомнить. В такие моменты, наверное, накатывает опустошение. Эмоции? Скорее — их отсутствие. Ну и какие-то моменты игры прокручиваешь в голове… Что сделал не так? Что можно было поменять? Хотя, если по большому счёту, серия пенальти — это лотерея. Тут многое определяет везение. А на него повлиять нельзя.
— Знаю, некоторые коллеги-журналисты удивлялись: почему бросал молодой Ручаев, да и обессиленный к концу игры Пономарёв?
— Никита Ручаев у нас до этого, если не ошибаюсь, 3 из 3 семериков забил. А Артём Пономарёв сам вызвался. Это важно, когда игрок берёт ответственность на себя. И при этом не сказать, что было море желающих. Важно, как игрок тебе в такие моменты смотрит в глаза, когда опрашиваешь. И по глазам казалось — он готов.
Вообще, когда после игры зашёл в раздевалку, претензий не высказывал никому. Наоборот, поддержал тех, кто не забил. И всех ребят поблагодарил. Атмосфера, кстати, мне в тот момент понравилась. Не было каких-то разборок, поиска виновных. Видно было, что это — команда! Даже Денис Афонин пришёл, между прочим, хотя он за нас тогда уже не играл.
— До матча думали про серию пенальти?
— Да, до игры в тренерском штабе рассматривали такой вариант, как раз намечали пятёрку бьющих. И она, по-моему, такой в итоге и оказалась — скажу ещё раз, больше особо никто и не вызывался, хотя и отказавшихся не было.
— О чём в тот момент говорили ребятам?
— Безусловно, тяжело в такие моменты залезть игрокам в голову. Хотя где-то помогает и игровой опыт, вспоминаешь себя: я в победном "финале четырёх" Кубка России в Перми участвовал в такой серии, в полуфинале с Чеховом. Бросал, правда, последним, а тогда, по-моему, всё уже определилось (улыбается).
О чём говорил? Советов, куда бросать, не давал. Больше старался погасить эмоции, сбить волнение. Не знаю, получилось ли… Сказал что-то типа: выходим с кайфом, не волнуемся, мы уже сделали большое дело!
— Ну сделали вы действительно многое: дважды не проиграть действующему чемпиону в плей-офф — дорогого стоит! И всё же: можно говорить, что эта серия — момент, разделивший сезон на до и после? Мог быть — самый удачный в истории. А так, наверное, один из самых неудачных.
— Если смотреть только на результат — да, конечно, медали не взяли, но я всё же против того, чтобы говорить про этот сезон, что он провальный или неудачный. У нас на него было ведь несколько задач. Одна из них — чтобы команда подошла в боевом виде к четвертьфиналу. Другая — наиграть связи в защите и нападении. Третья — обкатать молодёжь, без которой будущего нет.
Исходя из всего этого, не могу сказать, что сезон мы провалили. К плей-офф мы, как и планировали, подошли достойно. И в целом было много хороших игр. Достойно проявляла себя и наша молодёжь.
— А если поконкретнее?
— Перечисляю: Волхонский, Калашников, Ручаев тот же, Тюрин — это всё работа на перспективу. Глядим в будущее, как уже говорил. Сейчас вот возвращаем из аренды своих воспитанников: Данила Мерца из Снежинска, Саню Попова — из Уфы, Данила Злыгостева — тоже оттуда (по крайней мере — на предсезонке его посмотрим).
Молодёжь у нас хорошая подросла, и я сейчас не только про мастерство — но и про характер. Трудолюбивые. За что Максиму Одинцову и Юрию Орлову отдельное спасибо — подготовленные приходят! И в плане ментальной составляющей — тоже.
Ещё ребят из дубля будем подтягивать — но фамилии тут рано называть. Вызовем на сбор, в тренировочном процессе станет, полагаю, многое понятно: на кого уже сейчас можно рассчитывать, кому ещё над чем работать и так далее.
— Понятно, что отъезд упомянутого вами Дениса Афонина в Чехов сказался на игре "Пермских медведей", а вот насколько сильно? И можно ли было его удержать?
— Очень сильный удар был, что скрывать. Для нашей команды Денис стал знаковой фигурой, он был не только в лидерах по голам, он лидер по натуре. Центральный игрок, через которого всё идёт. И вот он уходит перед плей-офф! А тут ещё у Сергея Болотина травма — и остались мы без разыгрывающего вовсе на какое-то время. Пробовали в этой роли то Ухваркина, то Ручаева…
Но вот как игрока тут удержишь? Понятно, что в такой момент это сто процентов — большой минус, но есть контракт, а там оговорена сумма, заплатив которую, можно его выкупить. Понятно, при желании самого человека. Оно было — хотя и Денис сам понимал, что клуб попадает в непростую ситуацию, поэтому мы все вместе всё это обсуждали, взвешивали.
И в итоге решили так. Во-первых, он сам уже гандболист немолодой — а это определённый шанс во многих аспектах. Во-вторых, и клуб тут неплохо смог подзаработать, чего греха таить.
— Давайте ещё поищем позитив в минувшем сезоне?
— Вот смотрите, многие говорят про место по итогам чемпионата. Да, оно впервые столь низкое за долгое время. Но ведь всё шло к тому, что мы выйдем на "Виктор" — как, кстати, это в последние годы в плей-офф было регулярно. И представьте, что один из матчей в Ставрополе завершился бы иначе…
— …с "Зенитом" в последнем туре?
— Ну конечно! Скажем так, мы были удивлены, что попали в четвертьфинале не на "Виктор". А в этом случае плей-офф, к которому, ещё раз скажу, и ставили задачу подойти во всеоружии, мог сложиться для нас совсем иначе.
Ещё из позитива — помимо прогресса молодёжи — можно отметить и то, что более опытные тоже прибавили. Скажем, Никита Каменев и Арсений Ухваркин. И прибавили заметно. Как физически, так и в игровых связках. Да, мы не попали в полуфинал, но хорошую работу это ведь не отменяет, правда?
Надеюсь, что и дальше все продолжат прогрессировать. И наши новички — тоже поддержат в этом плане. И на стабильность состава некую тоже надеюсь. Когда уходят 4, 5, 6 человек — и приходит полкоманды новых, тренеру непросто. Коллективу ведь надо два-три года, чтобы сыграться. Тут же много нюансов — и по тактике, и по переходу, и по возврату. Чтобы всё это делать на автомате — одного сезона мало. А какие-то вещи в гандболе обязательно должны быть на автомате.
— Советов Велимира Петковича, о которых вы рассказывали в нашем постсезонном разговоре два года назад, после его отъезда не хватает?
— Да почему же — мы с Петко продолжаем общаться. И по гандболу, и просто по-дружески. И фото, видео друг другу отправляем. Когда у меня есть какие-то вопросы, всегда могу позвонить ему как старшему товарищу, и это сильно помогает.
Очень благодарен за 4 года нашей работы, когда были вместе в одном штабе. И рад, что могу сейчас обратиться. Какой-то выход он всегда может предложить. Я его тоже, конечно, поддерживал после ухода из "Загреба". Ну сразу, понятно, не трогал, написал через несколько дней…
— Зато у вас по-прежнему рядом ещё один старший товарищ — глава клуба Алексей Никифоров. Не во всех клубах так!
— Да, мне очень повезло с директором. Главное, что чётко распределены роли. Он отвечает за финансы, я — за игру. При этом вместе обсуждаем и то, и другое. Но приоритет принятия решений у меня в своей области есть.
Да, знаю, что есть директора, которые влезают в тренировочный процесс. Начинают донимать тренера: а почему столько тренировок, а почему тот играет, а этот не играет? А Алексей Дмитриевич даже в самые трудные моменты внутрь не лезет, доверяет людям, отвечающим за свой участок работы. А уже в конце сезона, естественно, может спросить за результат.
Понятно, что он гандбольный человек, мы можем обсудить конкретного игрока: почему тот не прогрессирует? Но ни разу такого не было, чтобы сказал про кого-то, что гандболист должен играть больше или, наоборот, меньше — тут полная свобода действий.
— Вернёмся ещё к тому нашему интервью — запомнилось, что вы тогда сказали: "Мне по-тренерски куда интереснее играть, допустим, против Ставрополя". То есть, как я понял, когда составы более-менее равны — и больше зависит от тренеров… Сейчас против кого было интересно?
— В этом сезоне акценты вообще были смещены. Как уже говорил, мы были больше настроены на то, чтобы создавать новую команду, развивать молодёжь, думать о будущем. Да, не очень получалось в защите, но мы на самом деле много работали над этим, пытались выстроить разные схемы.
Увы, пока много пропускаем. Понятно, одна из причин — быстрая контратака. За минуту 3-4 раза можем сбегать к чужим воротам — и столько же в обратку. Следующий сезон и предсезонку будем стараться усилиться в этом компоненте. Не потеряв при этом фирменный стиль, контратаку… Хочется много забивать и мало пропускать! А пока много забиваем — и много пропускаем (улыбается).
Да, и ещё один момент по защите отмечу. Мы потеряли Максима Саликова, уехавшего в Брест, и поэтому мало стали играть 5-1. Ручаев, который планировался на его место, пропустил из-за травмы 9 месяцев — и вернулся только под плей-офф… Так что часто сзади наблюдалось тушение пожара.
— Саликова, кстати, можно было сейчас вернуть?
— Так понимаю, бюджет этого сделать уже не позволяет.
— Впрочем, вы и так уже усилились неплохо. Кроме вернувшихся из аренды, пришли и два левых полусредних — Евгений Дзёмин из Чехова и умелый в защите Александр Гроцкий из "Виктора", и разыгрывающий Александр Аркатов, которого "Зенит" отпускал на этот сезон в Снежинск…
— Возможно, будет ещё одно приобретение.
— Судя по всему, в переднюю линию?
— Не угадали (улыбается). Но больше пока ничего не скажу.
— В предстоящем сезоне СЕХА-лига предстанет в новом виде. Причём "Пермские медведи" должны сыграть в группе "Б", условном втором дивизионе — с астраханским "Динамо" и белорусскими "Машекой" и МОГК. Вам это интересно?
— Я бы так вопрос не ставил. Пока не прошли предсезонку и не настал сезон, сложно рассуждать на эту тему. Знаю точно: сейчас у нас, с учётом СЕХА-лиги, был невероятно тяжёлый календарь. Мы провели много игр подряд против сильных соперников — там были и Минск, и "Зенит", и ЦСКА, и Чехов, и другие. И в какой-то момент в 11 играх у нас была лишь одна ничья.
И я увидел, что это психологически очень тяжело — два с половиной месяца подряд без побед! При этом, наверное, команда стала сильнее. Регулярное противоборство с топ-игроками позволяло расти. И в плей-офф сыграли на равных с ЦСКА и поэтому тоже. Но с более слабым соперником свои плюсы — ты можешь оттачивать определённые моменты. Я к тому, что трудно сказать, что лучше. Сезон пойдёт — посмотрим, тогда и отвечу.
— Ну и на посошок — про отпуск. Рулевой женского "Динамо-Синары" Евгений Дмитриев признался, что встретил вас в Астрахани…
— Да, отдыхал там, съездил на рыбалку, много общался с родителями. Получилось ли перезагрузиться? В полной мере — едва ли. Во-первых, выматывающая дорога туда была. А во-вторых, ну как спрячешься от гандбола?
Из гандбольного мира, разумеется, многих видел. Это, помимо Дмитриева, и Юрий Орлов, к которому потом поехали в гости в Саратов, и Андрей Демченко (долгое время — директор клуба "Заря Каспия"), с ним мы давно собирались пересечься, ну и другие… Да просто гулял по району — и Мишу Измайлова встретил!
handballfast.com
Думаю, в таком клубе, как ЦСКА, все без исключения прекрасно понимают: где бы ты ни участвовал, задача — только первое место. Специально мы эту тему не поднимали, делали акцент на том, чтобы хорошо отдохнуть, восстановиться, войти в новый сезон со свежими силами, на позитиве. И мне кажется, все вернулись из отпуска в бодром настроении. Да, в прошлом сезоне не удалось победить во всех турнирах, но это спорт, не всегда всё складывается идеально.
Одна из многочисленных новобранцев "Динамо-Синары" Людмила Баскакова не скрывает, что очень хотела выступать за волгоградскую команду. Для опытного голкипера, которая провела 12 сезонов в составе майкопского АГУ-"Адыиф", Волгоград - родной город. Здесь за нее переживает самый преданный болельщик - ее бабушка.
Как и в ситуации с игроками — выбор специалистов высокого уровня тоже не очень велик. Многие тренеры мужских команд переходят работать в женские. Хотя, на мой взгляд, специфика всё-таки разная. И физиология, и психологические особенности спортсменов и спортсменок сильно отличаются. Поэтому мне кажется, что даже если тренер добивался серьёзных успехов с мужчинами, ему потребуется время на адаптацию при работе с женским клубом.
Молодые игроки приобрели опыт, который особенно важен в матчах, когда накал борьбы поддерживается все 60 минут, а результат решается одним броском на последних секундах. Мы убедили их, что они могут конкурировать абсолютно с любыми соперниками, в том числе теми, у кого за плечами большой багаж игр как в Суперлиге, так и на международной арене.