На прошлой неделе мужская сборная России завершила групповой этап отбора на чемпионат мира-2019 матчем с Финляндией. Команда Эдуарда Кокшарова одержала уверенную победу в Казани 36:26, которая стала шестой подряд, заняла первое место и квалифицировалась в июньские стыковые матчи.
Линейный Глеб Калараш – один из основных игроков национальной команды, ставший таковым после того, как прошёл чемпионат Европы в Польше и чемпионат мира во Франции. Он – столп обороны сборной России и почти незаменимая фигура в атаке. Его опыт, несомненно, помог национальной команде успешно преодолеть первую стадию отбора на чемпионат мира-2019.
Глеб Калараш рассказал об основных этапах своей карьеры, переходе в немецкий «Магдебург» и атмосфере в сборной России.
– Вы помните, как попали в сборную России? Как это произошло?
– Если честно, этот момент не отложился в памяти. Сейчас сложно сказать, при каких обстоятельствах это случилось, но точно впервые был вызван в национальную команду при Олеге Кулешове, а когда главным тренером был Дмитрий Торгованов, закрепился в составе.
– Когда вы поняли, что стали основным игроком сборной России? Какое событие можно считать для вас своеобразным боевым крещением?
– Я думаю, оно состоялось, когда мы проходили квалификацию чемпионата Европы-2016. Тогда я почувствовал, что всё очень серьёзно. Очень хотелось пробиться на Евро, да и вообще всегда есть огромное желание попадать на крупные турниры. На себе испытал, что чемпионат Европы, чемпионат мира – это нечто фантастическое по впечатлениям, если сравнить с теми же квалификационными играми - ты словно попадаешь в другой мир. Это всегда сильные ощущения, потому каждый раз всё по-новому – новые города, новая атмосфера.
– Что для вас означает играть за сборную России?
– Это всегда нечто особенное. Для меня огромная гордость защищать честь своей страны. И гордость за себя, что попал в состав национальной команды, потому что в России много достойных гандболистов. Всегда с огромной радостью и удовольствием приезжаю в национальную команду. Думаю, что такие эмоции испытывает каждый игрок нашей команды.
– Какую роль в вашем развитии сыграл чемпионат Европы и чемпионат мира, в которых вы принимали участие?
– Когда играешь на чемпионате Европы или мира, всегда хочешь добиться положительного результата. Но прежде всего получаешь огромный опыт, причём не только во время матчей, но и на тренировках, потому что в сборной собраны очень квалифицированные, профессиональные игроки, за плечами которых не один подобный турнир. Ты постоянно чему-то учишься, стараешься черпать всё самое лучшее, к тому же ребята делятся друг с другом своими знаниями. А на матчах, даже если находишься на скамейке запасных, следишь за игрой, действиями соперников и партнёров по команде, в такие моменты работает зрительная память, понимаешь, что надо делать на площадке. Считаю, что мне есть, в чём прибавлять. На тех же чемпионатах Европы и мира в составе сборной был мой коллега по амплуа Михаил Чипурин, у которого было, чему поучиться.
– Когда вы стали заниматься гандболом, представляли себя в футболке сборной России?
– Конечно! Гандбол всегда был в моей жизни, я тренировался, следил за играми, посещал матчи. Безусловно, играть за сборную России было моей мечтой, я представлял, что хочу играть на чемпионате Европы, чемпионате мира, Олимпийских играх. Некоторые мечты сбылись, но ещё далеко не все.
– Вы начинали карьеру в системе «Чеховских медведей».
– Как сейчас помню, где-то в 16 лет мы вместе с мамой приехали в Голубой городок на базу «Чеховских медведей». Тогда, как и мой отец, я играл на позиции полусреднего, успешно прошёл просмотр у тренера Александра Васильевича Коваленко. Мне дали место в общежитии, получил возможность учиться – тренировался, играл сначала за третью команду «Чеховских медведей», потом вторую и РГУФК. Когда закончился контракт со РГУФК, было предложение подписать соглашение с «Чеховскими медведями». Но в итоге мы не договорились.
– И вы перешли в санкт-петербургскую «Университет-Неву». Это ведь как в футболе перейти из «Спартака» в «Зенит»!
– На тот момент за «Чеховских медведей» выступали Михаил Чипурин и Александр Черноиванов. Я понимал, что шансов пробиться в основной состав у меня будет немного, а мне очень нужна была игровая практика. Главный тренер «Университета-Невы» Дмитрий Торгованов жаждал видеть меня в команде, он сам в прошлом известный игрок, выступал на позиции линейного. Я посчитал, что для меня это хорошее продолжение карьеры, и подписал контракт с «Университетом-Невой».
– Вы – москвич, играли в Санкт-Петербурге. Если выбирать – Москва или Петербург?
– Если иметь в виду спортивный аспект, то в «Чеховских медведях» я играл за вторую команду, а в «Университете-Неве» - за первую, а это совершенно разные вещи. Везде есть свои плюсы и минусы, но везде мне было хорошо. А вот в плане жизни мне больше нравится Петербург. В Москве много людей, постоянные пробки. В Петербурге есть своя изюминка, вместе с женой мы много ходили, посещали музеи – вместе познавали город. Любимые места – Невский проспект, Исаакиевский собор, Дворцовая площадь, набережные Невы…В общем, если выбирать место, где жить, я бы выбрал Петербург. Единственное, что мешает – это погода. Если бы она была хорошей, Петербург можно было бы назвать райским местом.
– «Университет-Нева» стала трамплином в вашей карьере. После петербургского клуба был украинский «Мотор», а с нынешнего сезона – это немецкий «Магдебург». Вам всегда хотелось попробовать свои силы в Европе?
– Я всегда хотел играть в Бундеслиге, так как мой отец играл там. Наверное, любой гандболист скажет, что он хочет выступать в Германии, ведь это лучшая лига в мире.
– Расскажите о чемпионате Германии. Константин Игропуло, который раньше там играл, говорил, что это мясорубка. Это действительно так?
– И он совершенно прав! Взять ситуацию, когда начинается неделя для сборных. В декабре сборная России была в Новогорске 4 или 5 дней, а я ещё принимал участие в матче за «Магдебург». Затем прилетел в Москву в расположение национальной команды, после чего мы сразу отправились на турнир в Швейцарию. В Бундеслиге всё по-прежнему – сумасшедший график, календарь, режим.
– Каким вы находите уровень чемпионата Германии?
– Это совершенно другая планета. Достаточно просто перечислить всем известные команды, которые выступают в Лиге чемпионов и еврокубках – «Райн-Неккар Лёвен», «Киль», «Фленсбург», «Фюксе», «Ганновер», и сразу становится всё понятно. Все игры проходят при переполненных трибунах, что тоже о многом говорит. На каждый матч нужно настраиваться максимально. Свежий пример: мы играли с командой из нижней части турнирной таблицы в гостях, после первого тайма вели шесть мячей, и я думал, что во втором нужно просто спокойно «докатать» игру. Но не тут-то было, соперник встрепенулся, сократил отставание до двух мячей, нам пришлось упираться, чтобы довести матч до победы. Это была тяжёлая игра, всё в итоге свелось к тому, кто из нас даст слабину, хорошо, что это оказалась не наша команда, и мы увезли два очка.
– Иными словами, когда поступило предложение от «Магдебурга», долго не раздумывали?
– У меня было несколько вариантов продолжения карьеры после «Мотора», но я сразу же склонялся к «Магдебургу». Повторюсь, играть в Бундеслиге было моей мечтой.
– С начала нового сезона прошло полгода. Вам этого хватило, чтобы адаптироваться в «Магдебурге»?
– Сложно на этот вопрос ответить однозначно. С одной стороны, кажется, что уже адаптировался. С другой, честно признаюсь, что в сборной России чувствую себя более раскрепощённо, чем в «Магдебурге», потому что тебя окружают хорошо знакомые люди, с которыми можно пообщаться на родном языке. В Германии отношение как к легионеру, каждому иностранцу надо знать немецкий язык и говорить на нём. Можно сказать, что я приспособился к тренировкам, требованиям тренера, схемам игры в защите и нападении, но, чтобы полностью адаптироваться в новой команде, тем более в новой стране, железно нужно полгода, а то и больше. Когда находился в расположениеи сборной, то мне удалось «перезагрузить» голову, потому что какие-то вещи, нюансы, штрихи переосмысливаешь. Не зря говорят, что смена обстановки всегда идёт на пользу.
– Насколько вам уже удалось освоить немецкий язык? Судя по видео в Instagram, где вы поздравили подписчиков с Рождеством и Новым годом, процесс идёт более чем хорошо.
– Знание языка – одно из основных и главных требований. Вместе с другими иностранными игроками «Магдебурга» посещаю специализированную школу, где изучаю немецкий язык. Причём это делают и игроки, которые выступают за «Магдебург» уже не первый год – это делается, чтобы повышать свой уровень. Мне сложно оценить, насколько я продвинулся в изучении немецкого. Да, записал видео с поздравлением, но всё равно ошибся в одном слове. Все это заметили, посмеялись. Но в то же время сказали, что я молодец, так как прошло немного времени с тех пор, как я начал изучать немецкий язык, но уже смог поздравить всех болельщиков с Новым годом.
– В «Магдебурге» вы пока получаете недостаточно игрового времени. Это вас беспокоит?
– Да, к сожалению, пока я мало играю, но надеюсь, что в ближайшем будущем тренеры будут мне доверять место на площадке. Я очень хочу играть гораздо больше и чувствую, что могу делать это. Но никакой паники нет. Скорее присутствует чувство неудовлетворённости, что пока получаю недостаточно игрового времени. В этом смысле я устроен так, что мне нужно постоянно играть. Могу посмотреть со скамейки запасных на одну игру, вторую, но уже в третьей я обязательно должен быть на площадке. В обратном случае мне становится тяжело наблюдать за матчами со стороны.
– Какие цели у «Магдебурга» в этом сезоне?
– В чемпионате Германии мы хотим подняться как можно выше в турнирной таблице, чтобы попасть в Лигу чемпионов. Также мы должны забрать Кубок Германии и выиграть Кубок ЕГФ.
– В Германии также выступают другие игроки сборной России – Павел Атьман и Азат Валиуллин. Вам удаётся держаться вместе?
– Стараемся поддерживать отношения, не раз бывали в гостях у Павла и Азата, тем более что от Магдебурга до Ганновера 2,5 часа на автомобиле, а до Лемго 3 часа на поезде. Но если бы мы жили друг от друга далеко, всё равно бы общались. Понятно, что к жизни в Германии мы постепенно адаптируемся, но всё равно хочется проводить время с людьми, которых хорошо знаешь, и говорить на родном языке.
– Вопрос, который невозможно не задать – пиво в Германии вкусное?
– Вкусное, причём абсолютно любого сорта. Интересно, что в Германии пиво есть в раздевалках и после матчей, а то и тренировок, не то, что можно, а даже лучше его открыть, потому что у немцев такой менталитет – они любят посидеть, поговорить, что-то обсудить. Не берусь судить, но думаю, если бы такая традиция была в России, то не все бы правильно смогли это понять. В Германии принято наслаждать сами процессом, одна, максимум две бутылки пива в раздевалке – и по домам.
– Сборная России попала в стыковые матчи чемпионата мира-2019, одержав на групповом этапе шесть побед в шести матчах. Есть удовлетворение от результата и качества игры нашей команды?
– Конечно. Хотя совсем недавно его не было, ведь мы не попали на чемпионат Европы. Когда это только-только произошло, наверное, сначала не сразу осознали произошедшее. А сейчас, когда играли квалификационные матчи, а параллельно начался чемпионат Европы, особенно остро ощутили боль, что мы здесь, находимся по эту сторону экрана, а не в Хорватии. Это шрам, который вроде бы затянулся, а теперь снова стал кровоточить. Но благодаря победам на первом этапе квалификации, удалось перешагнуть через это. Мы сделали правильные выводы, что больше нельзя допускать ошибок, которые были в отборе на чемпионат Европы. Нужно побеждать соперников, которых мы должны обыгрывать в том числе, в гостях, не говоря уж о домашних матчах.
– Чувствуется, что сборная обновляется?
– Мне бы хотелось добавить, почему испытывали боль, не попав на чемпионат Европы. В нашей команде много игроков, которые знают, что означает участвовать в таких турнирах, когда чувствуешь эту атмосферу. А когда не попадаешь, куда хотел, ощущаешь – лишён того, на что рассчитывал. Чувства примерно такие, как если мы маленькому ребёнку пообещали велосипед, а купили кубики за плохое поведение. Безусловно, сейчас происходит «апдейт» сборной, я бы сказал, реинкарнация нашей команды. Пришёл новый тренерский штаб во главе с Эдуардом Кокшаровым. У нас появились новая атмосфера, новые схемы в защите и нападении. Я не говорю, что было плохо при Дмитрии Торгованове, под его руководством тоже была своя атмосфера, он следовал своей линии. У нового тренерского штаба она другая, своё видение, точка зрения, и мы работаем по этому направлению. У нас появились игроки, которые давно не привлекались в сборную, либо молодые гандболисты, такие, как Виталий Комогоров, Дмитрий Санталов. Думаю, с каждым сбором мы будем только укреплять начатое, прогрессировать, и новые ребята будут чувствовать себя увереннее.
– Вас не смущает, что победы были одержаны над командами совсем другого эшелона, и пока о реальной силе сборной России судить рано?
– Вы знаете, никогда нельзя недооценивать соперников. Кроме того, посмотрите, в отборе на чемпионат Европы-2018 мы сыграли со словаками вничью, потом одержали сложную победу на последних секундах. Сейчас мы уверенно переиграли их в десять мячей. Думаю, что это следствие перемен, которые происходят в сборной. Вероятно, новый тренерский штаб сумел «перезагрузить» нас. Повторюсь, у нас появились новые схемы в защите и нападении, что отразилось на результате.
– По внутренним ощущениям, на что способна сборная России? Чувствуете, что у команды пока не до конца раскрыт потенциал?
– Мы прекрасно чувствуем, что наш потенциал ещё не раскрыт. Наверное, этого можно добиться за счёт бОльшей работы. К сожалению, у нас нет столько времени, как в клубах, когда можно находиться целый месяц на сборах. Что же, если мы находимся в таких условиях, то нужно стараться максимально использовать отведённое на тренировки время. А так нам, безусловно, хочется доказать, что наш потенциал выше.
– С какой командой точно не хотелось бы встретиться в стыковых матчах летом?
– Сложно сказать. Мы наблюдаем за чемпионатом Европы, смотрим, в каких составах приехали команды в Хорватию. Сейчас говорить о чём-то преждевременно. Многие команды находятся в стадии обновления, у кого-то меняется состав, появляются новые схемы в защите и нападении. Немаловажно, в каком состоянии находятся сборные, подошли ли они к турниру на пике. Давайте дождёмся окончания чемпионата Европы.
– Вы один из самых эмоциональных игроков сборной России на площадке. Что вас так всегда заводит?
– Может быть, сказалось, что я с детства вживую наблюдал за матчами немецкой Бундеслиги, где кипит много эмоций. Возможно, это на меня повлияло. А вообще, когда выходишь на площадку, меня зажигает всё – голы, блоки, сэйвы вратарей, заработанные пенальти. Начинаю испытывать азарт – ведь это же игра. По-другому я просто не могу.
– Также известно, что вы славитесь хорошим музыкальным вкусом. Кто отвечает в сборной России за музыку?
– Можно сказать, что я – главный ди-джей в нашей команде. Стараюсь учитывать вкусы наших ребят и попасть в настроение. Закачиваю в i-pod вообще всё, нет чего-то определённого. У нас может звучать совершенно разная музыка, даже композиции Ольги Бузовой.
– Какой ваш топ-3 исполнителей?
– Сложно сказать. Под каждое настроение у меня есть свой список лучших исполнителей. Это может быть рэп, танцевальная музыка, поп-музыка, lounge, немного хард-рока. Хотя перед матчами я стараюсь чаше слушать более спокойную музыку, необязательно заводить себя тяжёлыми ритмами.
– Заключительное – ваша мечта научиться играть на гитаре или фортепьяно осуществилась?
– Пока нет, но знаю, что она обязательно сбудется. Только чуть позже. После того, как завершу карьеру гандболиста.
rushandball.ru
При изучении заявки на матч можно было заметить, что ожидается сразу несколько долгожданных возвращений. Так, у "Черноморочки" снова оказалась в ростере капитан Дарья Вигуржинская, не игравшая более двух месяцев, с 10 сентября. У ЦСКА после двух пропущенных матчей появилась в строю Антонина Санталова. Также в составе оказалась Полина Маркина, получившая повреждение в игре против "Астраханочки" и пропустившая прошлый тур.
К матчу в Уфе турнирные соседи подошли лишь с одним очком преимущества в пользу "Луча". Впрочем, текущая диспозиция иллюзий ни у кого не вызывала: москвички прибыли в качестве безоговорочных фаворитов противостояния. И свой статус уверенно подтвердили, даже несмотря на определённые кадровые трудности.
Вряд ли 9 мая 2024 года Владимир Полетаев и Евгений Дмитриев, главные тренеры ставропольского "Виктора" и астраханского "Динамо", при послематчевом рукопожатии могли подумать, что в следующий раз встретятся на площадке через полтора года и в качестве рулевых женских команд.
Противостояние "Кубани" и "Астраханочки" — одно из самых острых блюд в меню российских гандбольных болельщиков. Правда, с одним немаловажным уточнением: максимально насыщенного вкуса оно достигает к концу апреля. Предыдущие две четвертьфинальные серии краснодарок с астраханками — украшение плей-офф Суперлиги.