За 13 лет, что тренер вратарей «Лады» Любовь Каляева работает в Тольятти, наша команда побеждала в чемпионате и Кубке страны, дважды завоевывала Кубок ЕГФ. И вот ей представилась возможность оказаться причастной к успеху на уровне сборных. На проходящем в Швеции чемпионате Европы она отвечает в команде России за игру вратарей.
- Как восприняли приглашение главного тренера сборной Евгения Трефилова войти в его тренерский штаб?
- Оно стало неожиданным. Признаться, не ожидала, что после Олимпиады-2016 штаб сборной поменяется, ведь от добра добра не ищут. Но Евгений Васильевич решил иначе.
- Как все произошло?
- Я, как обычно, пришла на тренировку «Лады». В клуб позвонили из федерации гандбола, попросили меня к телефону. Я даже не помню, кто со мной говорил - была слегка ошарашена вопросом, согласна ли я поработать в сборной России по приглашению Трефилова. Конечно! Для любого тренера это мечта. Мне приятно быть участником чемпионата Европы. Но главное для меня - быть востребованной, приносить пользу.
- Трефилов и раньше привлекал вас в сборную. Но пробыли вы тогда его помощником недолго.
- Это было пять лет назад, и проработала я в сборной около года, подключаясь к сборам. Но на турниры меня не брали. Чемпионат мира в Бразилии мы тогда не выиграли, Олимпиаду-2012 в Лондоне тоже. А Трефилов сказал: нагрузила вратарей, они не выручили, в том числе поэтому и проиграли. И больше не звал.
- У вас специфический участок работы: тренировать вратарей. В России до вас кто-то это делал?
- 13 лет назад - нет, в России «Лада» стала первооткрывателем. Сейчас есть мои коллеги в Ростове, Краснодаре, Астрахани и даже Майкопе.
- Методика, стандарты для работы с голкиперами в гандболе существуют?
- В советское время была выпущена методичка. И все. Поэтому я передаю исключительно свой опыт, какие-то свои секреты, маленькие уловки, стараюсь научить вратарей анализу игры. Это процесс творческий и бесконечный. Мне это очень нравится.
- После Олимпиады Евгению Трефилову поручили подготовить себе смену, тренера-женщину. Не готовит ли он вас на эту роль?
- Такого разговора не было. А я не задумывалась никогда над этим. Работа главного тренера очень сложная. В один момент ее не освоить. На мой взгляд, каждый человек должен приносить максимальную пользу там, где он сам хорошо разбирается. Вот я, смею думать, кое-что понимаю во вратарском деле. И за это готова нести ответственность. Могу гандболисткам кое-что подсказать по игре в обороне, потому что главному тренеру сложно за всем уследить. А мне из-за ворот лучше видно. Во всяком случае, Трефилов в сборной, а Акопян в «Ладе» не возражают.
- Вы представитель ярославской школы гандбола. Как из этого города, который не имеет сильной команды, люди пробиваются в сборную?
- Школа гандбола в Ярославле существует давно. Во времена СССР на высоком уровне выступали ее воспитанники. Самые известные из них - Наташа Верещагина и Евгения Товстоган, которая играла ведущие роли в «золотом» киевском «Спартаке» времен Игоря Турчина. Из ныне действующих игроков - Людмила Постнова. Есть еще мужской гандбол. Ребят и девчонок там занимается намного меньше, чем в Тольятти. Но школа работает. И есть даже свой небольшой музей славы ярославского гандбола.
- А вы как в гандбол пришли?
- Мои родители - рабочие. Мама живет в Ярославле, а папы уже нет. Я видела, как тяжело им дается заработать. И я, сколько себя помню, не хотела для себя такой доли. С детства записывалась в разные спортивные секции: лыжи, плавание, легкая атлетика. А когда попала в гандбол, поняла: это мое.
- Следующий этап – попадание в «Кубань»?
- Меня еще в 16-летнем возрасте приметил Евгений Васильевич Трефилов. Он только начал тренировать дубль «Кубани». На турнире в Горловке он меня присмотрел и стал настойчиво звать в Краснодар. Но я доучилась дома. Школьницей отыграла за взрослую команду Ярославля, «Коммуналочку», почти три года. Но только получив аттестат, согласилась на переход в «Кубань». В конце 80-х это была одна из лучших команд Союза.
- Там вы успели выиграть чемпионат СССР, опередив считавшийся тогда непобедимым киевский «Спартак».
- Много приятного с Краснодаром связано. Было и чемпионство, были и «серебро», и «бронза». Отличная была команда, в том числе и по духу. До сих пор дружим с Валей Костюковой, она в «Ладе» играла первые годы становления команды.
- Вас после «Кубани» побросало по России и Европе…
- Я не любитель менять место работы, жительства. Но с развалом Союза пошли проблемы в спорте. Трефилов в начале 90-х начал работать в волгоградской «Россиянке». Нас пять человек из «Кубани» к нему ушло. В чемпионате России занимали третье, потом второе места, нацеливались на чемпионство. А по ходу сезона руководители клуба Трефилова убрали. Наша дружная компания не хотела играть под началом другого тренера. И мы ушли вслед за ним в никуда. Домой мне не хотелось, в Волгограде делать было нечего. Подвернулся вариант с «Будучностью» из Подгорицы, Черногория. Мы с Валей Костюковой туда и поехали. Сейчас это солидный клуб, а тогда были сложные времена. Обговаривали при переходе одну зарплату, а цены тогда скакали и там. Идешь с этой зарплатой в магазин, а на нее только хлеба и можешь купить. Играли, по сути, за еду. Из Подгорицы после вылета из еврокубка нас отправили играть в клуб города Никшич, в то время это еще чемпионат Югославии был, первая лига. С Валюшей тогда мы, по сути, чуть ли не вдвоем эту команду едва в высшую лигу не вытащили. Но у клуба денег не было на выступление классом выше, и выход не состоялся. Ну а потом пошли травмы, лечение за границей. В основном, за свой счет. В российские клубы не звали. Играла в Словении пять лет, потом еще два года в австрийском «Хипо». Но ничего за границей не заработала. Это сейчас для игроков времена хлебные. А тогда все иначе было.
- Тренировать когда начали?
- В Словении. После травмы колена долго восстанавливалась. Но пока шел этот процесс, клуб не имел возможности платить мне зарплату. Говорили: «Оставайся, кормить тебя будем и квартиру оплачивать, пока лечишься. Начнешь играть, поставим на контракт». Вот тогда и попросила вести секцию детей при клубе, надо было как-то выживать. Оттуда, собственно, и пошло все. Подсматривала что-то у тренеров, вратарей, свои записи вела. Ну а когда из-за границы вернулась, играть уже не могла. И не в силу возраста - добил меня один австрийский доктор. Он после очередного разрыва крестообразной связки обещал поставить на ноги за два месяца по какой-то своей методике. Но вместо этого окончательно поставил крест на карьере игрока.
- Вы были замечены на одном из фестивалей гандбола в качестве арбитра…
- Это Валюша Костюкова поспособствовала. Уговорила приехать в Тольятти и судить. Пять игр отработала с ней в паре. Так набегалась, что колени распухли, и стало понятно: не мое это. И тогда попросилась к Трефилову, который работал в «Ладе», в помощники тренером вратарей. С тех пор моя жизнь и связана с «Ладой».
vkonline.ru
Одержаны две в целом убедительные победы. В команде не случилось травм ключевых игроков перед решающими матчами. Не пришлось задействовать скрытые ресурсы. Ещё и Алексей Соколов дебютировал в Суперлиге. А всё равно, как в том анекдоте, осадок остался… "Чего ж тебе ещё надо, собака?" — можно задать вопрос вашему обозревателю голосом Юрия Яковлева из киноклассики.
Сначала вернёмся к полуфиналам. Не знаю уж, почему "Астраханочка" играла второй (то ли это определялось жеребьёвкой, то ли у хозяев было право выбора, но они надеялись привлечь больше болельщиков на трибуны), но в результате "Ростов-Дон" провёл матч против "Лады" в экономрежиме, не получив должного сопротивления, зато заимев лишние три часа отдыха.
На вроде бы ничего не значащий в турнирном плане матч (обеим командам остаётся готовиться к переходным матчам: СГАУ-"Саратов" уже не догнать) в Волгограде собралось более 500 зрителей. Надо полагать, пять с лишним сотен истинных поклонников гандбола. Если бы не любовь к игре и родной команде, этот праздничный и очень тёплый день они могли провести в семейном кругу за обедом или насладиться прогулкой на свежем воздухе.
Напряжённая четвёртая ничья в сезоне во встречах между ЦСКА и "Пермскими медведями" обернулась выяснением отношений с помощью 7-метровых, после которых при любом исходе проигравший заслуживал всяческого сочувствия. Победителя определил последний бросок в серии. Вадим Богданов отбил мяч, посланный в его ворота Артёмом Пономарёвым, и принёс армейской команде пропуск в полуфинал, где красно-синих снова ждут "медведи", теперь уже из Чехова.