Она выигрывала чемпионаты мира, побеждала в Лиге чемпионов, играла в финалах Олимпиады и чемпионата Европы. А сейчас работает учителем в обычной волгоградской школе.
У кого еще из выдающихся российских гандболисток подобная судьба? Ее подробности — в интервью бывшей линейной "Лады", "Звезды" и сборной России Натальи Шипиловой.
— Завершая спортивную карьеру больше пяти лет назад, рисовали в планах именно такое продолжение судьбы?
— Нет, конечно. Допускала, что поработаю тренером. Но, если честно, сразу и не знала, чем заняться. Хотелось просто быть ближе к дочке. Но все же поработала сначала тренером в нашей волгоградской гандбольной школе — примерно год. Затем еще год, можно сказать, отдыхала. А уже потом пошла учителем в общеобразовательную школу.
— В спорте вы с детских лет шли по восходящей и добрались практически до самых вершин. Каково это: в одночасье спуститься оттуда к самым основам?
— Признаюсь, тяжело. Адаптация к новым реалиям потребовала времени. Все дети разные. Но всех нужно заинтересовать, объяснить важность физкультуры. Хотя дружат у нас с ней далеко не все, особенно девочки. Только после нескольких лет в школе начала понимать, что к чему.
— Что самое сложное в работе учителя физкультуры?
— То же, что в работе любого педагога. Общение с детьми и родителями. Порой собираемся с коллегами из других волгоградских школ, делимся наболевшим. И приходим к печальному выводу: ни детям, ни родителям физкультура, по сути, не нужна. Далеко не все становятся спортсменами. А на ОГЭ и ЕГЭ сдавать нужно все же русский язык и математику, а вовсе не нормативы по физподготовке.
И на наши попытки через уроки физкультуры прививать детям любовь к здоровому образу жизни многие реагируют неадекватно. Но куда деваться? Знаете, в чем отличие учителя физкультуры от тренера? К тренеру дети идут сами, осознанно, а к учителю — поневоле, потому что деваться некуда. Но ведь кто-то должен и такую работу делать, правильно?
— В гандбол на ваших уроках играют?
— Для него, к сожалению, нет условий. Спортзал у нас по размерам всего лишь с волейбольную площадку. Игры, по учебному плану, предусмотрены в третьей четверти, но это баскетбол волейбол и русская лапта. Вот в ней элементы гандбола есть — беготня, умение бросить мяч. Про гандбол дети в школе знают, с регби или водным поло его не путают. Но возможности поиграть нет, могу о нем только рассказывать.
— Баскетбол для вас — вид спорта тоже далеко не чужой.
— Да, ведь много лет именно им занималась в специализированной школе. Но там моя карьера не сложилась из-за даты рождения — 31 декабря. Играла за свой 1979-й год. А тренер, которая видела меня в команде, вела девочек годом младше. И наступил сезон, когда баскетболистки моего года школу уже закончили, а я продолжала учебу. Но играть уже нигде не могла. Тренер пыталась даже как-то подправить документы, но ничего не получилось. В итоге она за руку привела меня к Левону Оганесовичу Акопяну, чтобы для спорта я не пропала. Вот так, без всякой школы, уже довольно взрослой я попала в гандбол.
— Ученики наслышаны о вашем славном спортивном прошлом?
— Когда только пришла в школу, детям о моих достижениях рассказывали. Кто-то из них даже задал вопрос, зачем я пришла именно в эту школу, а, к примеру, не в гимназию или лицей. Сама поначалу тоже пыталась что-то пропагандировать, приносила на уроки медали, талисманы Олимпиад в Пекине и Лондоне. Пару лет назад дети сделали про меня презентацию на районный конкурс, где нужно было рассказать об известном спортсмене. А сейчас ничего такого уже нет. Работаю обыкновенным человеком...
— Уроки физкультуры часто пропускают дети, которые занимаются в спортшколах. Как к этому относитесь?
— Совершенно спокойно. Прекрасно ребят понимаю, знаю про их нагрузки. Главное, что они всегда выступят за школу на соревнованиях. Сдачи нормативов от них не требую. Даже могу за таких детей и перед другими учителями похлопотать. Зато потом часто слышу за спиной: так она же с нами на одной волне! Знаете, это очень приятно.
— Ваша дочь учится в той же школе, где и вы преподаете?
— Нет. Когда я стала учителем, она еще ходила в детский сад. А в школу пошла рядом с домом. Так проще во всех отношениях.
— А среди учителей физкультуры соревнования проходят?
— Когда только пришла в школу, участвовала в районной спартакиаде. Мы стали даже вторыми в волейболе.
А в следующие сезоны в программе были стрельба, боулинг, плавание и веселые старты — там себя особо не проявишь. В прошлом году наша школа на эти соревнования даже команду не выставила. Не набралось учителей, способных закрыть эти виды.
— Повторю вопрос кого-то из ваших учеников. Почему пошли именно в такую школу, а не в лицей или гимназию. Или не в спортивные чиновники, например?
— Честно говоря, в родном Волгограде обо мне особо и не знают. Только раз, еще в мою бытность тренером, разыскивали зачем-то из спорткомитета. И с трудом, через директора школы, нашли.
Я ведь ничем не отличаюсь от обычных волгоградцев. Потому и решила, что обычная школа — место для меня самое подходящее. По крайней мере на этом этапе жизни. Остается время и на семью, хотя тоже приходится писать планы и отчеты. А в спорткомитет ведь не придешь и не скажешь: возьмите меня на работу, потому что я заслуженный мастер спорта и много чего в гандболе выиграла.
— Но, когда вы решили завершить карьеру первый раз, вы ведь какой-то срок поработали в спорткомитете Тольятти. Там то вряд ли понадобилось приходить и проситься...
— Там и город меньше, и меня там до сих пор знают и помнят гораздо лучше. Ведь за "Ладу" я играла долго. Конечно, помогли устроиться тольяттинские спортивные руководители Юрий Степанов и Василий Одиноков. В Волгограде же найти себя в жизни сложнее. Не слышала, например, чтобы олимпийская чемпионка Ольга Акопян так громко проявляла здесь себя в общественной деятельности, как Ирина Близнова и Надежда Муравьева в Тольятти. В этом плане Волгоград — город тяжелый. Я такая здесь, наверное, не одна...
— А почему не остались тренером в гандбольной школе?
— Потому что поняла: что тренеру нужно жертвовать семьей. Этой работе нужно отдавать себя полностью, иначе результата не будет. Пока я к такому не готова.
Да и отношение к гандболу в Волгограде, прямо скажем, не лучшее. Директор гандбольного центра Стелла Вартанян делает все возможное, чтобы игра не зачахла. И тренеры там великолепные, хотя работать приходится в сложных условиях. Дети тренируются буквально на клочках площадок.
Скажу честно, Волгоград держится только потому, что это город боевой славы, где в Великую Отечественную ковался великий перелом. Иначе дотаций сюда шло бы еще меньше. А спорт в городе — это футбольный "Ротор" и стадион. Другие виды содержат по остаточному принципу.
— В будущем видите себя вернувшейся в гандбол?
— Жизнь покажет. У тренера должна быть харизма, ему нужна жесткость. А я слишком мягкая. За пять с половиной лет после завершения карьеры гандбол из моей жизни постепенно уходит. Вот журналисты иногда напоминают и девочки, с которыми играла. Мы регулярно общаемся.
— К детям, даже чужим, все равно привязываешься. Не щемит в груди на выпускных линейках?
— Еще как. Слезы наворачиваются! Тем более в прошлом году стала классным руководителем, взяла седьмой класс. Сейчас он уже восьмой, и в следующем году буду часть ребят из школы выпускать. Не знаю, как расставаться.
— Классное руководство добавляет проблем?
— Конечно. Бывают и сложные ситуации. Летом только в отпуск ушла, звонит завуч: срочно нужна характеристика на одного парня. Он по глупости натворил бед, попал на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних. Конечно, написала. Поговорила с родителями — пацан неплохой, только контроля требует. Зачем ему жизнь сразу ломать? Надеюсь, через полгода с учета снимут. Пытаюсь направлять детей на правильный путь, привлекаю примеры из жизни. В общем, работаю.
— Оглядываясь в прошлое, жалеете о многом, сделанном не так?
— Ни о чем. Разве только иногда накатывает грусть, что не смогли взять тогда золото в Пекине. Шли к финалу через такие сложности, а в нем обидно перегорели.
С другой стороны, дважды выигрывала чемпионаты мира, держала в руках Кубок чемпионов, который взяла в составе "Звезды", много раз побеждала в чемпионатах России. О таком многие только мечтать могут.
Благодарна судьбе и наствникам, которые привели меня в гандбол. Поработала со многими замечательными людьми. Училась у великих тренеров Левона Акопяна и Евгения Трефилова.
В моей обычной жизни сейчас все хорошо. А что стали постепенно забывать — такова судьба любого спортивного поколения. Сейчас немногие помнят нас, чуть раньше забыли о сверстницах Натальи Морсковой и Светланы Выдриной. Это нормально. Это просто жизнь.
vk.com/handballfast
К 7-й минуте гости вели 5:2 и сохранили преимущество в три мяча, отправившись на перерыв. Разница в счёте одно время была даже "плюс 5" в пользу волжан. Левый полусредний "Каустика" Станислав Токмаков сразу сделал заявку на звание героя матча и исправно пополнял свою голевую копилку после. Другое дело, что победы его команды так и не случилось.
В первом тайме академиками, скорее, выглядели саратовцы. Теми, что с тросточками, если вспомнить характеристику футболистов из уст известного тренера Валерия Газаева, ставшую мемом почти 20 лет назад. Гости, визуально превосходившие более молодых соперников в мощи, наступали размеренно, неторопливо, рассчитывая на броски задней линии, которую укрепили перед сезоном, а также пробивную силу Ильи Рябова.
Конечно, состав тольяттинок в новом сезоне и так один из самых молодых в российской Суперлиге, но против аутсайдера турнира Владимир Полетаев с первых же минут выставил максимально юную обойму "Лады". Места в уютных креслицах заняли не только опытнейшие Яна Жилинскайте, Анна Мишурина, Наталья Решетникова и Рената Каюмова, но и железобетонные игроки стартовой семёрки — Алиса Дворцевая с Екатериной Терлецкой.
А что с нервами "Луча"? Узнать это удалось за полторы минуты до конца. В ворота "Кубани" назначили семиметровый. К тому моменту дважды промахнулась Зарема Кобж, по разу Виолетта Голец и Зюрина. На Голгофу отправилась Алёна Германова и преуспела! Именно она стала автором победного мяча, а "Луч" одержал невероятно важную победу.